06.04.2017г. В Парламенте обсудили вопросы сохранения и развития ингушского языка

860A8238

В Малом зале Народного Собрания Республики Ингушетия состоялось расширенное заседание комитета по образованию, культуре и связям с религиозными организациями на тему «Состояние и проблемы ингушского языка и литературы».

Кроме парламентариев, в заседании приняли участие видные ученые, писатели, общественные деятели, преподаватели ингушского языка, представители Министерства образования и науки, Ингушского государственного университета, НИИ им. Ч.Ахриева, Национальной библиотеки.

В своем вступительном слове Председатель Парламента Зелимхан Евлове отметил: « Мы сегодня собрались для того, чтобы  понять и решить, что мы можем предпринять для популяризации ингушского языка, его сохранения и развития».

« Нужно знать и любить свой язык. Без языка нет нации, без него она теряет свою национальную самобытность. Душа болит за состояние, в котором сегодня находится наш родной язык. Мы должны сделать все, зависящее от нас для его сохранения и развития. Но самое главное — не забывать язык человеческий»,- продолжил спикер.

Как известно, основным законодательным актом, предусматривающим государственные меры по сохранению и развитию ингушского языка, является Закон Республики Ингушетия «О государственных языках Республики Ингушетия». В соответствии с  этим  Законом ингушский язык наряду с русским языком наделен статусом государственного языка Республики Ингушетия.

Как отметили участники заседания, то, что ингушский язык обрел статус государственного, – один из важнейших факторов, способствующих его сохранению. Тем не менее,  функциональная роль ингушского языка в настоящее время остается минимальной.

Обсуждая  состояние и пути развития ингушского языка и литературы, выступавшие отмечали, что  за последнее время сделано немало для его развития, укрепления и сохранения. Этому способствуют многочисленные научные публикации, книги, посвященные теме развития  языка, а также словари.

С основным докладом выступила  директор НИИ им. Ч.Ахриева  Н.Барахоева. По ее мнению, нужна пропаганда ингушского языка: больше передач на телевидении, публикаций в газетах и т.д.

Она выразила свою тревогу за  состояние ингушского языка и литературы и сказала, что необходимо разработать единую методику преподавания ингушского языка и литературы.

К сожалению, сегодня в республике немного писателей и публицистов, пишущих на родном языке. Один из этой небольшой когорты писателей -известный ингушский прозаик Иса Кодзоев.

 «Было бы  хорошо, если гуманитарные предметы в старших классах преподавали бы на родном языке»,- предложил он.

Кроме того писатель  отметил, что он в первый раз видит такое отношение и внимание к ингушскому языку на таком высоком уровне, он выразил огромную благодарность парламентариям за  внимание к родному языку и глубокую озабоченность его судьбой.

Нужно сказать, что  заседание парламентского комитета полностью прошло на родном языке.

Заседание длилось более трех часов. Дискуссия получилось очень живой: все участники заседания, а их было около 30, принимали активное участие в обсуждении. Обсуждались не только пути усовершенствования ингушской орфографии и обогащения лингвистической терминологии, но даже такой, казалось бы,  незначительный вопрос, как правописание мягкого знака. Но лингвисты знают, что в языке не существует незначительных знаков.

В итоге было принято решение рекомендовать Народному Собранию Республики Ингушетия провести работу по внесению изменений в Закон Республики Ингушетия «О государственных языках Республики Ингушетия».

Кроме того, было признано необходимым принять   республиканскую программу «Сохранение  и развитие ингушского языка».

Также принято решение рекомендовать Министерству образования и науки Республики Ингушетия разработать методику преподавания ингушского языка и ингушской литературы и обеспечить методической литературой по преподаванию ингушского языка  и ингушской литературы образовательные учреждения республики. А для повышения статуса преподавателя ингушского языка и литературы предложено проводить ежегодные конкурсы «Лучший учитель ингушского языка и ингушской литературы».

По мнению спикера, ответственность за сохранение родного языка лежит не только на ученых-лингвистах и органах власти, но и на каждом из нас, независимо от рода деятельности. «Язык сохранится и будет развиваться только в том случае, если его носители в этом заинтересованы»,- заключил спикер.

860A8135

860A8226

860A8218

860A8120

860A8224

860A8207

860A8212

860A8172