Сегодня в Москве состоялось заседание Президиума Совета законодателей под руководством заместителя Председателя Государственной Думы Ирины Яровой и первого заместителя Председателя Совета Федерации Андрея Яцкина.
В режиме видеосвязи в заседании приняли участие вице-спикер Парламента, председатель комитета по образованию, культуре и информационной политике Аза Хашиева, зампред комитета по здравоохранению и социальной политике Бадрудин Олигов.
Темами обсуждения стали доступность и качество медицинской помощи, а также реализация федерального проекта «Профессионалитет» и кадровое обеспечение ключевых отраслей экономики.
Президиум Совета законодателей в рамках заседания рассмотрел программу «Целевой набор для регионов: использование цифровых платформ «Поступление в вуз онлайн» и «Работа в России».
Заместитель Председателя ГД Ирина Яровая отметила, что закон о прозрачном наборе на целевое обучение позволит молодежи, даже людям из далекого поселка, увидеть масштаб реального выбора будущего и выбрать ту профессию, тот регион, где они хотели бы получить образование и работать.
Более 70 % выпускников вузов, завершивших обучение в вузе на основании целевого направления, трудоустроены по итогам 2022 года, сообщил в свою очередь Министр науки и высшего образования Валерий Фальков. По данным главы Минобрнауки, в целом в 2022 году более 34 тыс. человек закончили обучение на основании целевого направления.
Министр труда и социальной защиты Антон Котяков на заседании Президиума Совета законодателей заявил, что безработица в России опустилась до минимальных значений.
В условиях жесткой конкуренции за работников особое значение приобретает трудоустройство молодежи. «Именно молодежь является главным резервом труда на сегодняшний день», — констатировал Министр. Решить проблему Минтруд рассчитывает с помощью целевого набора.
По его словам, важно не только подготовить дополнительно подготовить профессионалов по этим направлениям, но и создать все условия, чтобы молодежь пошла работать именно в те отрасли, на которые возникает потребность у государства — как на этапе предварительного выбора специальности, высшего учебного заведения для обучения, так и на этапе трудоустройства после завершения обучения.
Еще одной темой заседания Президиума Совета законодателей стал вопрос «Доступность и качество медицинской помощи: новые возможности и решения для регионов».
«Важна кадровая обеспеченность, — подчеркнул Министр здравоохранения Михаил Мурашко. — Владимиром Путиным дано поручение главам субъектов — в этом году увеличить прием в средние специальные учебные медицинские заведения на 10 %. Но тут мы понимаем, что из общего количества школьников, заканчивающих обучение, отрасль готова и фактически забирает на себя до 35 —по некоторым данным 40 % выпускников».
Также участники заседания обсудили тему реализации федерального проекта «Профессионалитет»: кадры для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения и других ключевых отраслей экономики.
«Уже приступили к реализации заявленной в Послании Президента РФ задачи по расширению федерального проекта «Профессионалитет» в части подготовки специалистов в области робототехники и для оборонно-промышленного комплекса», — сказал на заседании Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
«У нас более 200 представителей реального сектора экономики, мы разработали 347 образовательных программ под их потребности, утвердили федеральные проекты. Работодатели получили реальную возможность участвовать в управлении образовательными организациями», — подчеркнул Министр.
Анализ существующих и перспективных технологических решений, а также критическая зависимость РФ в ряде технологий, в сфере электронной промышленности, робототехники, машиностроения показали, что вопрос подготовки кадров является первоочередной задачей, отметил Первый заместитель Председателя Комитета по науке и высшему образованию Александр Мажуга.
По его словам, для подготовки новых кадров важно определить потребности с учетом реальных запросов рынка труда и тенденций развития перспективных направлений экономики и социальной сферы как по количеству, так и по направлениям деятельности. При этом прогнозная потребность должна быть уточнена не в целом по укрупненным группам, а конкретно по направлениям подготовки, отметил парламентарий.
«Для востребованных профессий и специальностей СПО нужно провести оценку на предмет возможного сокращения по ним сроков обучения до двух лет при сохранении необходимого качества образования, и подготовить предложения по перечню таких профессий и специальностей среднего профессионального образования, включая обоснование о целесообразности сокращения срока обучения», — сказал Александр Мажуга.