ZS1A15418

Дорогие сограждане!

Уважаемые депутаты и приглашенные!

Благодаря авторитету, в первую очередь, Владимира Владимировича Путина в мире, проводимой им политике, росту экономического благосостояния страны и огромной работе большого количества организаторов, мы получили право проводить в современной России Зимние Олимпийские игры 2014 года.

На днях Ингушетия в числе других российских регионов впервые приняла у себя эстафету Олимпийского огня. Это стало, поистине, историческим событием для нашего молодого субъекта, которое, я уверен, послужит мощным импульсом для дальнейшего развития спорта в республике, в особенности, зимних его видов. Мы смогли провести данное мероприятие на высоком организационном уровне, совместив эстафету с особенностями национального колорита. Ингушетия стала неотъемлемой частью олимпийского движения. До Зимних Игр остались считанные дни, мы все вместе будем болеть за нашу команду. Непосредственно в самом городе Сочи будут присутствовать и болеть за сборную страны свыше 300 жителей Ингушетии. Уверен, что поддержка болельщиков будет хорошим стимулом для спортсменов. Ждем от российской команды золотых медалей. Пусть ей сопутствует удача!

Уважаемые коллеги!

Мое обращение к Народному Собранию происходит в канун значимых для нас памятных дат – 70-летия депортации нашего народа в Казахстан и Среднюю Азию, 20-летия Конституции Ингушетии и 20-летия парламента республики. Такое совпадение дат весьма символично – идея сталинского режима лишить наш народ не только своей исторической Родины, но и самого существования, провалилась. Стремление нашего народа к всестороннему самосохранению, любви к родине дали свои результаты, и 20-летие Конституции и Парламента яркое этому подтверждение.

Трагедия 1944 года должна нам придать силы для дальнейшего социально-экономического развития республики. От политических репрессий пострадали многие народы (13 этносов репрессированы тотально), и в первую очередь сам русский народ. Тоталитарный режим не щадил, по сути, никого. Наш народ, благодаря своей мудрости, сплоченности и взаимовыручке, сумел не озлобиться и выжить в самых суровых условиях, сохранить свою духовную и культурную идентичность. В этом есть пример для ныне живущих и будущих поколений.

Конституция Республики Ингушетия стала правовым фундаментом для развития субъекта и своего рода правовой гарантией наличия у нас государственности. Она также провозгласила курс на демократические преобразования и построение подлинного гражданского общества. Спустя 20 лет мы можем смело констатировать, что наша республика добилась в этом отношении существенных достижений, доказательством чему служит деятельность более чем 260 некоммерческих организаций, включая так называемых «оппозиционных». Региональная власть тесно взаимодействует с общественными объединениями на партнерской основе. Никакого диктата со стороны государства не было, нет и быть не должно.

Ещё одним важным конституционным посылом является создание комфортных условий для жизнедеятельности граждан, проживающих на территории республики. В этом контексте все уровни власти прилагают максимум усилий для ускорения роста экономики и создания развитой социальной сферы. Это наш ключевой приоритет на ближайшую перспективу.

Пользуясь случаем, поздравляю всех с приближающейся годовщиной принятия нашей Конституции. Долг каждого из нас строго соблюдать нормы данного законодательного акта.

Уважаемые коллеги!

В своем предыдущем Послании Народному Собранию я ставил ряд задач, в числе которых:

- реализация Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года;

- повышение эффективности реализации федеральных и республиканских целевых программ;

- формирование положительного имиджа республики;

- усиление работы по развитию малого и среднего предпринимательства;

- реанимирование простаивающих промышленных производств;

- повышение качества жизни населения и многое другое.

Благодаря сплоченной работе органов государственной власти республики и органов местного самоуправления удалось выполнить поставленные задачи и добиться определенных успехов во всех сферах жизнедеятельности республики. Так, в частности, в республике успешно реализовано 13 федеральных и ряд республиканских целевых программ. В части, касающейся развития сферы малого и среднего бизнеса, проведена развернутая работа по конкурсному отбору начинающих предпринимателей для предоставления субсидий в целях возмещения части затрат на организацию своего дела. Из 518 заявок, поданных предпринимателями, отобрано 369 бизнес-проектов для финансирования. В результате проведенной работы оборот малых предприятий за прошлый год составил 2 млрд 807 млн рублей, что в 2,5 раза больше чем в 2012 году.

По темпам роста собственных доходов Ингушетия в лидерах субъектов Российской Федерации.

Немаловажную роль имеют зримые положительные результаты скоординированной с правоохранительными органами работы по противодействию терроризму и экстремизму, снижению преступности, в том числе в такой важной сфере, как борьба с коррупцией.

В целом можно сказать, что 2013 год был для Ингушетии и в экономическом, и в политическом плане успешным. Особое внимание уделялось сохранению и укреплению стабильности, проведению государственной политики по обеспечению экономического развития путем выполнения ключевых задач, определенных Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным в майских указах. Среди положительных тенденций развития необходимо также отметить: увеличение доли реального сектора экономики в валовом региональном продукте, рост доли внебюджетных инвестиций, снижение инфляции, рост занятости населения на рынке труда и увеличение доходов.

В соответствии с оценкой эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам работы за 2012 год, проведенной Министерством регионального развития Российской Федерации в 2013 году, Республика Ингушетия вошла в список 20 самых успешных субъектов страны и заняла 12 место (в 2011 г. – 67 место), что свидетельствует о правильности выбранного курса социально-экономического развития региона. 2013 год по всем показателям более успешный, чем 2012 год.

Подобная положительная динамика не дает нам права расслабляться. Наоборот, необходимо с каждым годом добиваться еще более лучших социальных и экономических показателей. Уверен, что при ответственном подходе всех органов власти и управления к выполнению стоящих перед ними стратегических задач, мы сумеем в обозримой перспективе поставить Ингушетию вровень с развитыми регионами России.

Дорогие сограждане!

В прошедшем году нам удалось обеспечить комплексный подход к поэтапному совершенствованию системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях и выполнить показатели «дорожных карт» по уровню заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с положениями майских указов Президента Российской Федерации; оптимизировать структуру и штатную численность учреждений; провести мероприятия по повышению заработной платы работников социальной сферы за счет реорганизации неэффективных учреждений и увеличения налоговых поступлений; повысить адресность социальной поддержки граждан на основе критерия нуждаемости граждан для достижения максимального социального эффекта.

Основное направление в бюджетной политике на 2014 год – это безусловное продолжение исполнения майских Указов Президента России по улучшению качества жизни населения.

В первую очередь, повышение заработной платы работникам образования, здравоохранения и культуры. Целевые индикаторы определены по шести категориям работников бюджетной сферы к 2018 году (педагоги, врачи, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, социальные работники, работники культуры). «Дорожные карты» по их достижению утверждены.

В 2014 году всего на реализацию Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 и от 1 июня 2012 года № 761 по принятым обязательствам 2013 года необходимо дополнительно изыскать 841 млн рублей. Предстоит напряженная работа по изысканию резервов.

Хочу отметить, что повышение заработной платы в бюджетном секторе должно сопровождаться ростом качества услуг в здравоохранении, образовании, культуре, социальной сфере.

Задача Правительства заключается в создании системы независимой оценки качества услуг социальных учреждений. Этот механизм позволит увязать их финансирование с результатами работы. Необходимо создать систему соответствующего электронного контроля.

Проводимая реформа бюджетного процесса в Российской Федерации осуществляется по нескольким направлениям, основным из которых является переход на программный метод.

Для перехода формирования бюджета Республики Ингушетии по программному принципу в 2013 году разработан и утвержден «Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Ингушетия». Разработаны и утверждены 19 государственных республиканских программ. Отмечу также, что принятый в прошлом году трехлетний республиканский бюджет полностью базируется на программном методе.

В 2013 году нами проводилась политика, направленная на увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

За прошлый год мобилизовано в консолидированный бюджет Российской Федерации 3 млрд 361 млн рублей, в том числе в консолидированный республиканский бюджет – 2 млрд 894 млн рублей. Хотя по итогам года Ингушетия находится в лидерах России по темпам роста собираемости налогов, абсолютная сумма сборов нас не может удовлетворять, так как она низка и не позволяет решать многие задачи, которые мы ставим перед собой, особенно в свете безусловного достижения целевых показателей, обозначенных в майских указах президента страны.

Поручаю межведомственной комиссии по определению налогового потенциала и легализации объектов налогообложения активизировать работу по всем направлениям с целью обеспечения правильности и полноты уплаты налогов всеми налогоплательщиками (и юридическими и физическими лицами).

Важную роль в развитии республики продолжают занимать федеральные целевые программы. Всего в 2013 году на территории Республики Ингушетия реализовывались 13 федеральных и 43 республиканские целевые программы на общую сумму 11,4 млрд рублей.

Только в рамках реализации ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы» в 2013 году осуществлялось строительство 35 объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, агропромышленного комплекса, энергетики и производственного назначения. Введены в эксплуатацию десятки объектов, в числе которых: Джейрахская районная больница, 843 квартиры для оползневиков Малгобекского района и г. Малгобека, школы на 704 места в Кантышево, на 540 мест в Пседахе, на 504 места в сельском поселении Алхасты, станция специализированной скорой помощи в ИРКБ и многие другие.

В 2014 году необходимо принять меры по своевременному и полному освоению средств федерального бюджета, определенных в федеральных программах, и привлечению дополнительных средств для реализации 2-й очереди строительства жилья для граждан, проживающих в оползневой зоне, с целью окончательного решения этой проблемы.

Поручаю Аппарату Совета безопасности Республики Ингушетия, во взаимодействии с правоохранительными органами, в рамках единой государственной политики обеспечить выработку решений по надлежащей защите бюджетной сферы республики от преступных посягательств, недопущению срыва важных социальных проектов, предупреждению экономических преступлений при реализации республиканских и федеральных программ.

За последние годы в Республике Ингушетия проведена большая работа по формированию благоприятного инвестиционного климата. Приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие гарантии инвесторам в реализации бизнес-проектов, создан эффективный механизм предоставления льгот предпринимателям, определены инструменты государственной поддержки бизнеса.

Поручаю Правительству республики обеспечить реализацию в 2014 году мероприятий, включенных в «дорожную карту» по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике Ингушетия.

Благоприятную инвестиционную привлекательность нашего региона в 2013 году можно отметить интересом российских и зарубежных компаний, проявленным к республике на XII Международном инвестиционном форуме «Сочи-2013». Нами заключено семь инвестиционных соглашений на общую сумму 5,0 млрд рублей, по итогам которых предполагается создание до 1325 рабочих мест.

В складывающихся объективных условиях, считаю необходимым поставить во главу угла поиск негосударственных, частных инвесторов. Данную работу необходимо провести с широким использованием закона о государственно-частном партнерстве, механизма госгарантий инвестиций и механизмов налоговых льгот и стимулов для ведения на территории предпринимательской деятельности. Тем более что данные меры также предусмотрены в федеральном законодательстве. К примеру, это такие статусы как «приоритетный инвестиционный проект», «зона территориального развития», «технопарк», «промышленный парк», «индустриальный парк» и др.

В связи с этим, поручаю Правительству Республики Ингушетия разработать и после широкого обсуждения утвердить республиканскую целевую программу повышения инвестиционной привлекательности Республики Ингушетия, имиджа Республики Ингушетия как региона, привлекательного для инвестиций. В рамках данного проекта считаю необходимым рассмотреть возможность введения патронажного сертификата для инвесторов, и налогового кредита и механизма субсидирования процентов по инвесткредитам.

Необходимо изучить опыт российских регионов в этом направлении.

Устойчивость экономического роста во многом зависит от уровня развития малого и среднего предпринимательства. Поэтому наша задача – создавать условия для бизнеса, стимулировать развитие предпринимательства.

Сегодня предпринимателям предоставляются гранты на открытие бизнеса, субсидируются процентные ставки по кредитам, возмещаются лизинговые платежи, предоставляются поручительства по кредитам, работает система микрофинансирования.

Правительству республики необходимо продолжить оказание государственной поддержки малому и среднему бизнесу, задействовав ресурсы, которые ранее не были использованы.

Поручаю подготовить предложения по внесению изменений в законодательство Республики Ингушетия в части предоставления двухлетних налоговых каникул для новых малых предприятий, работающих в производственной, социальной, научной сферах.

В минувшем году нами проведен 1-й Республиканский экономический форум с многопрофильной выставкой «Деловая Ингушетия – 2013». Участниками выставки стали более 70 ведущих предпринимателей из Ингушетии, республик СКФО и других регионов России. Выпущен каталог товаров и услуг, производимых в республике.

Данные меры способствуют продвижению производителей республики на новые рынки. Работу в этом направлении нужно продолжить.

В текущем году необходимо провести форум на еще более высоком уровне, расширив географию гостей и участников мероприятия.

Одним из стратегических направлений развития Республики Ингушетия является туристическая отрасль. Этому благоприятствует как уникальная природа горной части республики, так и наличие древних башенных сооружений и иных объектов, имеющих историко-архитектурное значение. Как отметил в своем недавнем интервью заместитель председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента России в СКФО Александр Геннадиевич Хлопонин: «Ингушетия – это кладезь истории. Такого количества сохранившихся исторических памятников вы нигде не найдете». Эта высокая оценка из уст видного политика и эффективного менеджера есть очередное свидетельство наличия у нас потенциала в туристическом секторе.

Необходимо отметить, что в прошлом году проведена большая работа в рамках развития туристической сферы: введена первая очередь канатной дороги курорта «Армхи» с длиной лыжной трассы 1,2 км; размещены информационные материалы о туризме в Ингушетии в профессиональных изданиях зарубежных и российских СМИ; проводится подготовка кадров для работы в сфере туризма; проведен пресс-тур для российских и зарубежных СМИ. В результате, в Ингушетии отмечается положительная динамика роста численности туристов, как из других регионов Российской Федерации, так и из стран ближнего и дальнего зарубежья

Основная цель на ближайшую перспективу – закрепление обозначившихся позитивных тенденций в формировании современной конкурентоспособной туристической индустрии в Республике Ингушетия с учетом как положительных, так и негативных моментов, связанных с выполнением работ, накопленного опыта в период организации работ, а также особенностей социально-экономических условий.

В рамках достижения указанной цели в 2014 году необходимо:

- сформировать нормативно - правовую базу для развития туризма в республике;

- стимулировать развитие культурно-познавательного туризма;

- создать условия для развития горнолыжных видов туризма (строительство горнолыжного курорта, канатных дорог, центра альпинизма, туристско-спортивных баз для экстремалов) путем использования формы государственно-частного партнерства и привлечения отечественных и иностранных инвестиций;

- разработать мероприятия, обеспечивающие безопасность в сфере туризма;

- создать современную систему информационного и научно-методического обеспечения туристской деятельности;

- продолжить работу по созданию современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров;

- поддержать развитие предпринимательства в сфере туризма.

Уважаемые коллегии!

Одним из ключевых вопросов, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2013 году, является «реальное изменение структуры экономики, создание новых и возврат лидерства в традиционных промышленных отраслях, развитие малого и среднего бизнеса». Полномочный представитель президента страны в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Геннадиевич Хлопонин делает на это особый упор, с учетом своего опыта, и требует от нас того же.

Поэтому изменение структуры ВРП с увеличением доли реального сектора экономики республики, изменение в самой структуре промышленности с увеличением доли обрабатывающих производств является одной из стратегических задач. С учетом этого определены точки экономического роста каждого района республики, в том числе и основные виды промышленного производства, которым присвоен высокий приоритет инвестирования с учетом имеющихся сырьевых и трудовых ресурсов.

Особо актуальной для дальнейшего развития промышленных отраслей является деятельность, направленная на создание в обрабатывающих отраслях сборочных производств с высокой добавленной стоимостью, модернизация и техническое перевооружение производства.

В трех районах республики ведется работа по локализации производств на промышленных территориях общей площадью 150 га.

В 2014 году планируется выпуск первых пассажирских автобусов 3-х типов южнокорейской марки «ДЭУ», отвечающих высшим мировым стандартам. Цель не только наладить отверточное производство, но с течением времени начать производство если не всех, то большинства компонентов на территории нашей республики, чтобы занять максимальное большее количество рабочих и пополнить местный бюджет за счет дополнительных налогов. Этот проект – образец государственно-частного партнерства. Государство создало инфраструктуру и представило имеющиеся площади, а частник обеспечивает техническую и технологическую часть (оборудование), обучает персонал, застраивает необходимые корпуса и запускает производство. Это выгодно обеим сторонам.

Все вышеназванные мероприятия должны изменить структуру промышленности.

Развитие сельского хозяйства является одним из основных приоритетов нашей экономической политики.

Мы прилагаем все возможные усилия для решения данной задачи. Так, практически полностью удалось обновить парк сельскохозяйственной техники – по линии Росагролизинга получили более 550 единиц современной техники. Более чем на 50% выросла урожайность зерновых.

Весьма важным в обеспечении развития сельскохозяйственной отрасли является налаживание качественной переработки продукции аграриев. Именно с этой целью мы строим перерабатывающий комплекс «Атлас». Это предприятие будет оснащено самым современным итальянским и российским оборудованием.

Стоит повсеместно осуществить внедрение современных агротехнологий, обеспечивающих высокую конкурентоспособность производимой продукции.

Поручаю Правительству РИ и Минсельхозу РИ представить свои предложения по внедрению новых технологий, строительству теплиц, рыборазведению на основе государственно-частного партнерства, а также проанализировать и представить предложения по расширению участия республики в федеральных целевых программах. В частности, определить источники увеличения софинансирования наиболее важных для развития программ.

На развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия оказана господдержка в рамках действующих программ в размере 420,0 млн руб. по итогам 2013 года, и в 2012 году – 690,8 млн руб. При этом целевые показатели по госпрограмме не достигнуты. Да, в 2013 году нам удалось в 2,1 раза увеличить производство зерновых, но при этом за 2012-2013 годы индекс производства сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий остаётся неизменным (нет роста).

Мы не научились сохранять выращенное и доводить его до конечного потребителя. У аграриев и министерства сельского хозяйства республики нет чётко продуманного плана действий по устранению узких мест в отрасли.

В целях обеспечения продовольственной безопасности нам необходимо обеспечить рост индекса сельскохозяйственного производства на ближайшие 5 лет не ниже 110% ежегодно.

Традиционно локомотивом экономического роста является строительная отрасль республики.

Стратегической целью государственной жилищной политики в республике провозглашено обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан. Об этом в своем недавнем Послании Федеральному Собранию страны говорил и Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

С целью обеспечения жильем особо нуждающихся социально незащищенных категорий граждан разработана подпрограмма «1000 квартир», со 100% субсидированием процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту за счет республиканского бюджета.

Поручаю Минэкономразвития Ингушетии обеспечить работу по реализации подпрограммы «1000» квартир.

Правительству республики необходимо найти инвесторов по строительству в республике жилья эконом-класса. Предложите бизнесменам оптимальные условия с учетом преференций, предусмотренных законодательством, и я уверен, что они согласятся сотрудничать и будут строить дешевое, но качественное и доступное жилье для наших жителей.

Нас не может устраивать сегодняшняя ситуация и в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Необходимо продолжить начатую работу по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья и капитальному ремонту многоквартирных домов. С 2008 года по 2012 год на эти цели выделено 843,4 млн руб.

Мы произвели снос 4-х многоквартирных домов общей площадью свыше 2200 кв. метров и ведём строительство 3-х 28-квартирных и 1-го 65-квартирного домов. Вместе с тем, стоит отметить, что аварийный фонд составляет в республике 38 многоквартирных домов.

В текущем году должен быть завершен I этап подпрограммы по переселению 772 граждан из 16 аварийных домов, расположенных на территории 3 муниципальных образований, а до конца 2015 года мы полностью ликвидируем указанный выше объем аварийного жилья.

Злободневной проблемой на сегодня является тема платежей за потребленные коммунальные услуги. На протяжении всего прошедшего года нами велась усиленная работа среди населения, бюджетников, госслужащих, предпринимателей по увеличению сбора платежей в этой сфере.

В текущем году необходимо создать действенную систему, обеспечивающую своевременную и полную оплату за потребленные энергоресурсы и воду всеми без исключения категориями потребителей.

Духовенству республики и общественности стоит активно подключиться к этой работе и проводить соответствующие разъяснения среди населения.

Правительству республики и филиалам ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в Ингушетии и ОАО «Ингушэнерго» поручаю в меру своих компетенций обеспечить бесперебойную работу систем, а также четкую и прозрачную финансово-хозяйственную деятельность, расчет сумм за энергоресурсы всеми потребителями, имея ввиду и списание необоснованно начисленных сумм республике.

Уважаемые депутаты!

Образование является основой самореализации человека. Реализация комплекса мер в 2013 году по модернизации системы общего образования Республики Ингушетия способствовала решению следующих задач в сфере образования.

Построены 3 общеобразовательных учреждения на 1748 посадочных мест, в том числе: в с.п. Кантышево – на 704 м, в с.п. Пседах – на 540 м и в с.п. Алхасты – на 504 м. С учетом демографической ситуации и для ликвидации трехсменного режима обучения детей в общеобразовательных учреждениях планируется строительство 92 новых школ, в том числе, в рамках утвержденной ФЦП «Юг России (2014-2020 годы)».

Около 21 тысяч учащихся занимаются по новым федеральным государственным образовательным стандартам, которые введены во всех первых, вторых и третьих классах. Кроме того, по новым стандартам занимаются учащиеся экспериментальных классов. Необходимо отметить, что учащиеся школ, где введен новый стандарт, более успешно справляются с учебной программой, развитие их на порядок выше, чем у учащихся, обучающихся по традиционной методике.

Введение новых стандартов будет продолжено и завершено к 2025 году.

Пополнился фонд 116 школьных библиотек учебной литературой: все учащиеся 1-х и 2-х классов были обеспечены бесплатными учебниками, библиотеки получили в дар от республики по 50 наименований художественной литературы, а также комплекты художественной литературы из списка «100 книг» для самостоятельного чтения учащихся.

Проведена работа по модернизации инфраструктуры, направленная на обеспечение в школах современных условий обучения и пожарной безопасности. Приобретены 17 единиц школьного автотранспорта, в 110 школах поставлено спортивное оборудование. В базовых школах организовано дистанционное обучение.

Кроме того, 112 школ оснащены современным компьютерным оборудованием, в 10 базовых школах кабинеты начальных классов и кабинеты учителей-предметников оснащены автоматизированными рабочими местами.

Республика Ингушетия выполнила взятые на себя обязательства по повышению заработной платы педагогов: средняя месячная зарплата педагогических работников составляет 19352,5 рублей, что на 100% соответствует целевому показателю, утвержденному в «дорожной карте».

В рамках развития системы дошкольного образования построены детские сады в г. Магасе на 122 места, в с.п. Сагопши на 220 мест и с.п. Экажево на 230 мест. За счёт бюджета республики введено 6 780 мест.

Кроме того, в текущем году начато строительство 3-х дошкольных образовательных учреждений на 220 мест каждое за счёт средств инвесторов в г. Карабулаке, с.п. Плиево и с.п. Орджоникидзевское.

В 2014 году в рамках «дорожной карты» запланировано строительство беспрецедентно большого числа дошкольных учреждений – 52 детских сада на 10 000 мест. Важно подчеркнуть и то, что планируется ввести в эксплуатацию ещё 23 учреждения на 5000 мест, строительство которых ведётся за счёт подрядных организаций.

Наиболее важными направлениями работы в сфере образования в 2014 году должны стать следующие образовательные направления:

•руководствуясь положениями Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина об объединяющей роли истории и русского языка, поднять уровень владения русским языком, как среди педагогов, так среди учащихся;

•возрождение духовно-нравственных ценностей посредством поднятия престижа родного языка, пропаганда лучших традиций и обычаев;

•введение Федерального государственного образовательного стандарта среднего и общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

•подготовка рабочих кадров через систему среднего профобразования и стимулирование роста предпринимательской активности учреждений среднего профобразования, создание и развитие многофункциональных центров прикладных квалификаций, развитие взаимовыгодного сотрудничества образовательных организаций и работодателей с налоговыми преференциями для предприятий, сотрудничающих с образовательными организациями;

•курсы профессиональной подготовки и переподготовки для молодых мам.

Считаю очень важным уделить самое пристальное внимание сдаче единого государственного экзамена. В республике имеет место быть определенные искажения в результатах ЕГЭ. Наша с вами общая задача заключается в том, чтобы обеспечить в текущем и последующем годах условия для максимально объективного проведения итоговой аттестации выпускников школ.

Недавно в Ингушетию по моему приглашению приезжала с рабочим визитом группа специалистов из Рособрнадзора во главе с руководителем ведомства Сергеем Сергеевичем Кравцовым. Ими проведен выездной обучающий семинар по организации и проведению ЕГЭ в регионе. Надеюсь, что это мероприятие послужит повышению квалификации лиц, задействованных в сдаче государственного экзамена. В этом году мы совершенно по-другому подходим к подготовке и проведению ЕГЭ. В том числе проводим аттестацию всех членов комиссий с подключением общественных организаций. Мы исключаем любое участие в этом году в ЕГЭ в Ингушетии так называемых «школьников–туристов».

Поручаю Правительству республики держать данный вопрос на особом контроле. Рассчитываю также на содействие институтов гражданского общества.

Мы должны жестко следить за сдачей ЕГЭ, не допуская фальсификаций.

В условиях глобализирующегося мира очень важно иметь тесные связи с образовательными учреждениями других стран. В этом контексте считаю уместным направлять наших лучших студентов, имеющих интеллектуальный и научный потенциал, для учебы в престижные заграничные вузы.

Прошу Правительство Республики Ингушетия совместно с Ингушским государственным университетом представить конкретные предложения по данной теме.

В развитии здравоохранения республики существенный вклад внесла последовательная реализация приоритетных направлений федеральной и региональной социальной политики. С реализацией федеральных и республиканских программ, национального проекта «Здоровье», программы модернизации наметилась положительная тенденция развития здравоохранения республики.

За последние годы на территории Республики Ингушетия значительно улучшилась материально-техническая база лечебных учреждений, в том числе в сельских поселениях. В 2013 году открыта Джейрахская районная больница на 50 коек и Республиканская детская поликлиника, начато строительство республиканской детской больницы.

В рамках реализации программы «Модернизация здравоохранения Республики Ингушетия на 2011-2013 годы» всего поставлено 405 единиц медицинского оборудования, в том числе в 2013 году: 2 единицы мобильных лечебно-профилактических модулей для детского и взрослого населения, 5 единиц подвижных флюорографических кабинетов, а также 48 единиц оборудования для кардиологического и глазного отделения республиканской клинической больницы.

Существенное внимание уделяется проблеме повышения квалификации, подготовке и переподготовке медицинских кадров. Обучение и повышение квалификации медицинских и фармацевтических кадров направлено на поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.

В 2013 году средняя заработная плата врачей выросла до 27 709 рублей, что составляет 132,9% к средней заработной плате по республике, а средняя заработная плата среднего медицинского персонала составила 16 364 рубля.

Вместе с тем, высоким сохраняется показатель младенческой смертности в республике. Состояние организации стационарной медицинской помощи детскому населению в системе здравоохранения республики остается одной из самых актуальных проблем, решение которой требует принятия неотложных мер в рамках «дорожной карты».

Разработан и утвержден республиканский план мероприятий, направленных на выхаживание детей, рожденных с очень низкой и экстремально низкой массой тела.

Стратегическими приоритетами в сфере здравоохранения в 2014 году являются:

- проведение качественной диспансеризации (с анализами и выводами);

- внедрение механизма нормативно-подушевого финансирования, дающего преимущества тем медицинским учреждениям, которые предоставляют услуги наилучшего качества;

- заключение эффективных контрактов с медицинскими работниками;

- создание в республике профессиональных медицинских сообществ и их объединение в единую ассоциацию.

Сегодня все больше молодых людей отказывается от вредных привычек и выбирает здоровый образ жизни. Количество граждан, занимающихся в республике физкультурой и спортом, возросло с 2 до 4,8% от общего числа населения. Такой показатель все равно не может нас устраивать. Необходимо до 2017 года добиться того, чтобы физкультура и спорт стали нормой жизни как минимум для 20 % наших жителей.

Ежегодно строятся спортивные объекты, как за счет государственных инвестиций, так и спонсоров. Завершено строительство парашютной вышки, которая позволит активно развивать данный вид спорта в республике.

Кроме того, ведется строительство Дворца спорта с посадочными местами на 3500 человек, крытого катка с искусственным льдом в Насыр-Кортском а/о г. Назрани, физкультурно-оздоровительных комплексов в с.п. Джейрах, с.п. Верхние Ачалуки и плавательного бассейна в Насыр-Кортском а/о.

Ежегодно спортсмены Ингушетии принимают участие в различных всероссийских и международных турнирах и чемпионатах и становятся призерами.

Мы должны понимать, что здоровая нация является признаком сильного региона и государства в целом.

В связи с чем, поручаю Министерству образования и науки Республики Ингушетия совместно с Министерством по физической культуре и спорту Республики Ингушетия:

- усилить работу в общеобразовательных учреждениях республики за качеством проведения учебного процесса по физической культуре, работой кружков и секций, а так же профессиональном соответствии занимаемой должности лиц, проводящих уроки физической культуры и секционную работу;

- рекомендовать учреждениям среднего и высшего профессионального образования республики создать студенческие спортивные клубы, на их основе создать Региональную студенческую федерацию;

- принять меры по расширению сети физкультурно-спортивных учреждений на основе строительства новых спортивных объектов на территории сельских поселений и муниципальных образований;

- в год Олимпиады в Сочи необходимо уделить особое внимание зимним видам спорта, в ближайшее время должна быть создана хоккейная команда республики.

Социальная защита нуждающихся в ней слоев населения является одной из ключевых обязанностей государства.

Президент России Владимир Владимирович Путин уделяет данной сфере большое внимание и к этому призывает все регионы. Хотел бы отметить, что в конце декабря прошлого года им был подписан очень важный закон – «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Документ подготовлен Минтрудом России с целью определения правовых, организационных и экономических основ социального обслуживания.

Понятие социального обслуживания граждан закон определяет как деятельность по предоставлению гражданам социальных услуг. Получателем таких услуг является гражданин, признанный нуждающимся в социальном обслуживании и получающий социальные услуги.

Предусмотрена возможность привлечения в сферу социального обслуживания коммерческих и некоммерческих организаций (в том числе социально ориентированных НКО), помимо организаций государственного сектора. При этом участие таких организаций будет поощряться со стороны государства.

Я знаю, что на уровне нашего парламента в первом чтении принят соответствующий республиканский закон во исполнение федерального. Прошу депутатский корпус ускорить его принятие в окончательных чтениях.

В целях продолжения работы по повышению объема и качества социальных услуг, созданию эффективной системы социального обслуживания, содействию занятости населения разработана государственная программа Республики Ингушетия «Социальная поддержка и содействие занятости населения» на 2014-2016 годы.

Специфика социально-демографической структуры населения республики проявляется и в высоком удельном весе численности инвалидов в общей численности населения, в связи с чем, ведется работа по социальной поддержке инвалидов, направленная на улучшение их социального положения.

Необходимо формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения республики, в том числе, обеспечение доступности учреждений социального обслуживания населения.

В целях повышения эффективности работы учреждений социального обслуживания населения республики необходимо:

- внедрить стандарты социального обслуживания граждан;

- осуществить разработку и реализацию механизмов контроля качества предоставления социальных услуг населению;

- создать единое информационное поле и сформировать межведомственную базу данных для определения критериев нуждаемости получателей мер социальной поддержки;

-расширить спектр социальных услуг, в первую очередь, информационных, консультационных, правовых, психологических, потребность населения Республики Ингушетия в которых достаточно велика.

Вместе с тем, обращаю внимание на то, что оказываемая социальная поддержка должна носить адресный характер. Мы будем помогать особо нуждающимся категориям граждан, но не тем, кто, будучи физически здоровым и трудоспособным, предпочитает находиться на иждивении у государства.

Хотел бы отметить, что приоритетной должна быть помощь не в денежной форме, а в виде предоставления конкретного оборудования для занятия предпринимательской деятельности. У нас в этом направлении есть наработанный опыт. Так, в частности, по линии Министерства труда Ингушетии в прошлом году было распределено свыше 150 швейных машин. В текущем году необходимо расширить перечень предоставляемого гражданам оборудования.

Если говорить о проблеме занятости населения, то она, безусловно, по-прежнему является весьма острой для республики, хотя власти предпринимают все усилия для её решения. Если в 2009 году у нас было 63 тысячи официально зарегистрированных безработных граждан, то на сегодня эта цифра снизилась до почти что 30 тысяч. Снижение количества неработающих граждан связано с целым комплексом мер. В частности, этому способствовали реализация федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Ингушетии на 2010-2016 годы», республиканской программы по снижению напряженности на рынке труда, а также содействие развитию в республике малого и среднего бизнеса (до 2018 года).

Кроме этого, в настоящее время в связи увольнением лиц, достигших пенсионного возраста, и лиц, находящихся в близком родстве или свойстве с руководителями государственных организаций и учреждений, мы ожидаем появления только в текущем году до 4000 свободных вакансий разного профиля.

Это позволит нам существенным образом снять напряженность на рынке труда и обеспечить работой выпускников вузов прежних лет и выпускающихся в 2014 году. Разумеется, речь идет только о тех, кто отвечает всем квалификационным требованиям и пройдет конкурсный отбор. Считаю, что данная мера позволит не только частично снизить уровень безработицы, но и значительным образом повлияет на омоложение кадров.

Прошу и органы власти, и институты гражданского общества отнестись к этому с пониманием и поддержать меня в данном вопросе.

Дорогие друзья!

Самые эффективные инвестиции – это инвестиции в молодое поколение. Его творческий и профессиональный ресурс должен стать основой будущего Ингушетии. Необходимо развивать механизмы ранней социализации молодежи, раскрытия и направления в созидательное русло ее энергии, интеллектуально-творческого потенциала.

В целях формирования условий для успешного раскрытия потенциала молодежи и её эффективной самореализации, поручаю Правительству Ингушетии и, в частности, Комитету по делам молодежи:

- содействовать воспитанию молодежи в духе лучших традиций и обычаев народов, населяющих республику;

- способствовать проведению массовых молодежных спортивных и досуговых мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и выявление талантливой молодежи;

- усилить работу по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию молодежи посредством создания центров патриотического воспитания;

- активнее содействовать реализации молодежных инициатив и проектов молодежных и детских общественных организаций путем предоставления адресной грантовой поддержки;

- усилить работу по содействию занятости молодежи, в том числе её вовлечению в предпринимательскую деятельность и студенческие отряды.

Данные шаги, на мой взгляд, позволят повысить эффективность молодежной политики на территории республики. Наряду с этим, я жду больше инициатив от самой молодежи. Самые интересные и востребованные проекты будут получать поддержку от республиканских властей.

Не могу не затронуть и весьма неприятную тему, касающуюся асоциального поведения некоторых представителей нашей молодежи за пределами республики. К сожалению, несмотря на неоднократные призывы как с моей стороны, так и со стороны видных общественных и религиозных деятелей, не нарушать общественный порядок в других регионах страны, тем не менее находятся молодые ребята, которые пренебрегают правилами человеческого общежития.

Такая ситуация нас категорически не устраивает. В связи с этим, нацеливаю ингушские общины в субъектах Российской Федерации на ежедневную профилактическую работу среди молодежи, дабы не допустить неправомерного поведения с ее стороны.

Уважаемые коллеги!

Наступивший 2014 год объявлен в России Годом культуры. Он призван стать годом истинного просветительства, обращения к нашим культурным корням, к вопросам патриотизма, нравственности и морали.

В этом же году исполняется 100 лет со дня создания Кавказской Туземной Конной Дивизии, в составе которой был и прославленный Ингушский полк. Мы планируем организацию акции, приуроченной к этому знаменательному событию – конного похода с символическим названием «Потомки Кавказской дивизии». Его протяженность составит 4000 км. Сам поход станет масштабным и зрелищным мероприятием. Маршрут пройдет через крупные населенные пункты России, Украины, Молдавии и Румынии. Участниками похода станут региональные команды всадников, представители учреждений культуры и творческих коллективов регионов СКФО, а также региональные спортивные и патриотические конные клубы. Такого рода культурно-просветительскими мероприятиями мы хотим показать, что прошлое способно служить объединительным фактором для представителей этносов, проживающих в нашей многонациональной стране. Будем проводить дни культуры Республики Ингушетия в других регионах России, приглашать к себе творческие коллективы извне, а также создавать новые направления и поддерживать то, что есть.

Сегодня Республика Ингушетия переживает период возрождения. Люди заняты созидательным трудом. Уходят в прошлое нестабильность, лишения и поиски правильного пути дальнейшего развития. Но наше главное достижение – единство нации. Именно наше единство является залогом успешного развития на годы, на десятилетия, на века. Как озвучил в своем Послании Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин «Наша задача – защитить межнациональный мир, а значит единство нашего общества, единство и целостность российского государства».

В связи с этим, особое значение приобретает скорейшее принятие концепции национальной политики Республики Ингушетия, стратегии развития добрососедских отношений между Республикой Ингушетия и субъектами Российской Федерации.

Развитие сотрудничества с другими регионами страны, в первую очередь с расположенными на Северном Кавказе и непосредственно граничащими с республикой, является важнейшей задачей национальной политики республики.

Я поставил задачу, чтобы в текущем году создать в субъектах Российской Федерации национально-культурные автономии ингушей и на их основе учредить федеральную национально-культурную автономию в Москве. Убежден, что эти общественные структуры внесут весомую лепту в дело укрепления межнациональных отношений, а также будут способствовать социально-культурной адаптации наших жителей в других регионах страны.

Постоянная координация действий государственных органов с духовенством и общественностью по профилактике экстремизма, повышению уровня духовно-нравственного воспитания населения также остается одним из приоритетов деятельности Правительства.

Необходимо всячески углублять и расширять работу, проводимую в этом направлении, включая организацию «круглых столов» с участием духовенства и общественности.

У нас в республике создан в прошлом году Консультативно-аналитический совет по профилактике экстремизма, в который вошли видные общественные, политические и религиозные деятели, юристы, правозащитники, психологи и представители органов государственной власти. В его задачи входит регулярный мониторинг межнационального и межконфессионального фона в республике, выработка конкретных предложений по недопущению распространения любых видов экстремистской деятельности.

Ставлю Администрации Главы Республики Ингушетия задачу активизировать в 2014 году работу данной структуры.

Стратегически важной задачей, коллеги, для нас является благоустройство городов и населённых пунктов, создание комфортной среды проживания граждан. Конечно, в первую очередь, эта задача относится к полномочиям и зоне ответственности органов местного самоуправления. Но мы будем оказывать муниципалитетам поддержку, в том числе и финансовую, по приведению в порядок и благоустройству городов и поселений республики.

Я также хотел бы, пользуясь случаем, нацелить представителей муниципальной власти на тесное сотрудничество с исполнительной властью региона. Вы должны стать надежными партнерами в деле решения волнующих рядовых жителей проблем. Призываю вас к активизации своей деятельности. Ведь не за горами выборы в органы местного самоуправления. Сделайте все от вас зависящее, дабы получить поддержку населения в скором будущем.

Считаю целесообразным, как это говорил в своем послании Владимир Владимирович Путин, создание общественных советов при муниципальных образованиях, министерствах и ведомствах. Это станет дополнительной формой коммуникации власти и населения. Поручаю Администрации Главы республики, Правительству совместно с органами местного самоуправления и общественными объединениями организовать данную работу на качественном уровне.

Хочу напомнить всем чиновникам – мы слуги народа, а не наоборот. Это мы работаем на них, а не они – на нас.

Дорогие друзья!

Я обозначил перед вами широкий спектр важных, с точки зрения экономического развития республики и повышения благополучия граждан, задач, которые предстоит решить в обозримой перспективе. Рассчитываю, что мы сумеем реализовать намеченные планы. Для этого я прошу все ветви государственной власти, включая территориальные органы федеральных ведомств, быть активными соучастниками реализации стратегии развития нашей республики. Только совместная и нацеленная на конкретный результат работа может сделать Ингушетию процветающим субъектом великой России.

И поэтому мы должны быть единой командой, семьей, где каждый ощущает свою личную ответственность за ход истории, за стабильность социально-политической ситуации, за авторитет нашего народа.

Дала аьттув боакхалба вай Г1алг1ай мохк тоабе! Т1ехье Дала беркате йойла!

Благодарю за внимание, баркал! 

Символика

Gerb Ingushetii