Народному Собранию Республики Ингушетия – 25 лет!

Опубликовано .

«Мы, многонациональный народ Республики Ингушетия, чтя память предков, завещавших нам идеалы добра, справедливости и любви к Отечеству, сознавая ответственность за исторические судьбы государственности Ингушетии, утверждая свободу, права и обязанности человека и гражданина, принимаем Конституцию Республики Ингушетия и провозглашаем её Основным Законом». Слова, с которых начинается Конституция Республики Ингушетия и возрождение ингушской государственности. Они находят отклик в сердце каждого жителя республики на том основании, что основные принципы демократии не только не противоречат традициям наших славных предков, но и созвучны им.

Еще в глубоком прошлом ингушского общества были заложены традиции парламентаризма. Ярким свидетельством этого является существование в XVIII-XIX вв. общегосударственного института правления Мехк Кхел (инг.: Совет (судьба) страны) – своего рода парламент, в состав которого входили наиболее мудрые представители тейпов, родов и фамилий. Важно отметить тот факт, что решения принимались коллегиально и носили обязательный для всех членов общества характер. Исследования ученых-этнографов доказывают, что ингуши, еще в то далекое время, разработали одну из самых совершенных форм демократического государственного управления.

В современной Ингушетии полноценно развиваются демократические институты власти. Мы являемся свидетелями того, что четверть века успешно функционирует высший законодательный и представительный орган государственной власти Ингушетии – Парламент, именуемый Народным Собранием в соответствии со статьей 56 Конституции Республики Ингушетия. Это промежуток времени, позволяющий говорить, что ингушский парламент состоялся и вложил свой существенный вклад в развитие регионального парламентаризма.

Рассуждая о политических процессах, необходимо провести историческую ретроспективу, из которой следует, что период развала коммунистической империи во второй половине 80-х - начале 90-х гг. ХХ века послужил катализатором идеи возрождения государственности ингушского народа в составе Российской Федерации.

В этот чрезвычайно сложный период для страны, лучшие сыны ингушского народа, будучи в авангарде национального движения, ценой неимоверных человеческих усилий, сумели добиться восстановления ингушской государственности. Вследствие целеустремленной и кропотливой работы 26 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Закон «О реабилитации репрессированных народов», а также 4 июня 1992 года Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации». Ингушский народ получил заслуженное право на создание своей государственности наравне с другими народами Российской Федерации. С гордостью хочется вновь назвать имена этих истинных патриотов своего народа - Бембулат Богатырев, Муса Дарсигов, Бексултан Сейнароев, Исса Кодзоев, Ибрагим Костоев, Ахмет Куштов и многие другие.

Принятие 27 февраля 1994 года на всенародном голосовании Конституции Ингушетии, за которую проголосовали 97,6% избирателей, стало закономерным продолжением ингушской государственности. В этот знаковый день состоялись и выборы депутатов Народного Собрания первого созыва. Всего в Парламент было избрано 27 человек сроком на 5 лет. Первым спикером стал доктор философских наук, профессор Мурат Юсупович Келигов. По предложению М.Келигова заместителями Председателя Народного Собрания были избраны Висангирей Гагиев и Азамат Нальгиев. В июле 1995 года в связи с изменением состава первого созыва депутатов и отставкой руководства Парламента, новым Председателем Народного Собрания был избран Плиев Руслан Султанович, а его заместителями стали Картоев Мусса Умарович и Яндиев Магамет Джабраилович, ныне возглавляющий законодательный орган Ингушетии.

Законы, принятые Народным Собранием РИ первого созыва - это Законы РИ «О Государственном флаге Республики Ингушетия», «О Государственном гербе Республики Ингушетия», «О статусе депутата Народного Собрания Республики Ингушетия», «О выборах Президента Республики Ингушетия», «О государственных языках Республики Ингушетия», «Об охране окружающей среды» и т.д. Всего за период деятельности Парламента РИ первого созыва было принято 86 законов, касающихся различных сфер деятельности нового субъекта. Следует отметить, что, кроме своей основной деятельности, депутаты первого созыва активно участвовали в общественно-политической жизни республики и страны, устанавливали межпарламентские и международные связи.

Безусловно, невозможно переоценить работу первого депутатского корпуса в условиях полного отсутствия механизма государственной власти, когда надо было практически с нуля закладывать законодательную базу. И, надо отдать должное, депутаты-первопроходцы успешно справились с этой задачей. Благодаря их самоотверженности и преданности избранному пути был проделан большой объем работы по формированию правовой базы, реализации конституционных прав и свобод человека, развитию социально-экономической сферы общества, развитию регионального парламентаризма и укреплению федеративных отношений Российской Федерации.

Очередные выборы депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия второго созыва состоялись 1 марта 1999 года, по итогам которых в состав Парламента вошел 21 депутат. Председателем Народного Собрания вновь стал Руслан Султанович Плиев. По итогам деятельности второго созыва в его активе оказалось свыше 250 законов, направленных на улучшение жизни населения региона. В рамках своих компетенций члены Парламента осуществляли депутатский контроль в решении социально значимых вопросов, развивали межпарламентские связи, вносили свой вклад в дело стабилизации обстановки на Северном Кавказе.

7 декабря 2003 года состоялись выборы депутатов Народного Собрания третьего созыва. Впервые выборы в Ингушетии прошли по смешанной системе, вследствие чего увеличился состав депутатов - от 21 до 34. Из них 17 от политических партий, другая половина - по одномандатному и многомандатному избирательным округам. Из этого состава на постоянной профессиональной основе работали 18 депутатов. Количество комитетов увеличилось с шести до семи. Отметим, что изначально существовало пять комитетов Народного Собрания. Возглавил новый состав Парламента РИ Махмуд Султанович Сакалов, руководивший впоследствии четвертым созывом Народного Собрания РИ. За время работы третьего созыва было принято около 250 законов и более 1300 постановлений. Кроме того, представители народа активно участвовали в процессах социальной интеграции и политической консолидации ингушского общества.

В Единый день голосования в России 2 марта 2008 года в Ингушетии впервые состоялись выборы депутатов Народного Собрания РИ по пропорциональной системе. Пример системы пропорционального представительства - выборы в парламент по партийным спискам. Цель пропорционального представительства - дать возможность максимально большему числу избирателей получить своих представителей во власти.

Таким образом, по итогам голосования к распределению 27 депутатских мандатов Народного Собрания РИ были допущены четыре избирательных объединения: партия «Единая Россия» - 20 мандатов, партия «ЛДПР» - 3 мандата, партия «КПРФ» - 2 мандата, «Справедливая Россия» - 2 мандата.

В соответствии со своим полномочиями депутатами четвертого созыва было принято 245 законов, среди них следует выделить законы о местном самоуправлении, обеспечивающие реализацию конституционного права граждан и самостоятельное решение населением вопросов местного значения в рамках закона. Также парламентариями был принят республиканский закон о противодействии коррупции, значительно увеличивающий эффективность предупреждения и борьбы с коррупцией, что, в свою очередь, служит гарантией благополучия обеспечением безопасности общества и региона. Помимо законотворчества, Народное Собрание активно занималось налаживанием межпарламентского диалога с законодательными органами субъектов Российской Федерации и иностранных государств. Заключены Соглашения о сотрудничестве с Государственным Собранием Республики Мордовия, Народным Собранием Республики Абхазия.

Практика пропорциональных выборов в Ингушетии была продолжена. По итогам выборов 4 декабря 2011 года был сформирован новый пятый созыв Народного Собрания Республики Ингушетия. В состав Народного Собрания Республики Ингушетия было избрано 27 депутатов, из этого созыва на постоянной профессиональной основе работали 15 депутатов.

На первом заседании Народного Собрания Республики Ингушетия 12 декабря 2011 года подтверждены полномочия всех 27 депутатов. Политсовет ингушского регионального отделения «Единой России», Генеральный Совет и Бюро Партии, а затем и фракция «Единой России» в Народном Собрании РИ, получившая в новом депутатском корпусе конституционное большинство, рекомендовали кандидатуру Мухарбека Ильясовича Дидигова на должность Председателя Народного Собрания РИ.

Путем тайного голосования был избран новый спикер ингушского Парламента, решением большинства им стал Мухарбек Ильясович Дидигов. Затем были сформированы постоянные комитеты с избранием председателей этих комитетов.

Народным Собранием Ингушетии пятого созыва проведено 187 заседаний Совета регионального Парламента и 103 пленарных заседаний, на которых принято 294 закона и свыше 1100 постановлений.

Выборы депутатов Народного Собрания Республики Ингушетия ныне действующего шестого созыва состоялись 18 сентября 2016 года в единый день голосования. В соответствии с которыми в Народном Собрании РИ законотворческой деятельностью занимаются 32 депутата, в том числе избранных по спискам партии «Единая Россия» - 26 депутатов, ЛДПР - 1 депутат, КПРФ - 2 депутата, «Справедливая Россия» - 3 депутата. На первом заседании путем тайного голосования Председателем Народного Собрания Республики Ингушетия шестого созыва избрали Зялимхана Султанхамидовича Евлоева. С 27 сентября 2019 года спикером Парламента РИ является член Регионального отделения партии «Единая Россия», ранее возглавлявший Администрацию Главы республики Магамет Джабраилович Яндиев.

Констатируя деятельность данного созыва стоит отметить, что на сегодняшний день законодательным органом республики проведено 160 заседаний Совета Парламента и 48 пленарных заседаний. По их итогам принято 168 законов и 2254 постановления Народного Собрания РИ. Также ежегодно согласно плану работы Народного Собрания проводились парламентские слушания.

Большинство законов, которые принял Парламент РИ, имеют социальную направленность и влияют на улучшение качества жизни граждан республики. Так, Законами РИ «О внесении изменений в Закон Республики Ингушетия «О социальном обслуживании граждан в Республике Ингушетия», «О государственной социальной помощи в Республике Ингушетия» расширены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан. Не менее значимым для граждан региона было принятие закона об образовании города Сунжи, ставшим пятым городом в Ингушетии. Многие проекты законов, касающиеся роста благосостояния, соблюдения и защиты прав жителей республики находятся в процессе рассмотрения у нынешних парламентариев. Отметим, что не раз депутаты Народного Собрания РИ выступали со своими инициативами с высокой трибуны Государственной Думы ФС РФ и находили поддержку среди членов нижней палаты Федерального Собрания. Важным аспектом деятельности Народного Собрания является осуществление парламентского контроля за ходом реализации национальных программ в Республике Ингушетия.

Кроме этого, депутаты активно участвуют во всех общественных мероприятиях, ведут благотворительную деятельность. Помогают спортивному и молодежному движениям, творческим и культурным объединениям. Ежегодно по инициативе Народного Собрания проводится Кубок Парламента по шахматам. Позади уже два года плодотворной работы. Но впереди у народных избранников еще не один год, насыщенный важными делами, решениями и инициативами, направленными на дальнейшее развитие и процветание Ингушетии.

Отметим, что четвертьвековой юбилей Народного Собрания РИ является важным этапом, вехой, в течение которых депутатский корпус и Аппарат Парламента РИ трудились во благо жителей нашей республики, во благо развития ингушского парламентаризма и укрепления российской государственности.

Fon1

Символика

Gerb Ingushetii