19.10.2015 г. Большое интервью Председателя Парламента М.Дикажева газете "Ингушетия"

Опубликовано .

 

Мухарбек Дикажев: «Бандитов, не имеющих ничего святого, нужно уничтожать в их же логове, а не ждать пока они переберутся к нам»

Борис Терский | 16.10.2015 | №152

Выборы депутатов в органы местного самоуправления третьего созыва стали историей. Многому, приходится учиться народным избранникам, что называется, на ходу и даже – по наитию. К счастью, у представительных органов власти муниципалитетов есть опытные наставники, которые в любой сложной ситуации подскажут, что и как сделать, какие шаги предпринять, поделятся своими знаниями. Конечно же, речь идет о депутатах Народного Собрания (Парламента) Ингушетии. О том, как это взаимодействие осуществляется, на принятие каких законов необходимо делать акцент депутатам Народного Собрания, о политике и перспективах экономического развития региона мы беседуем с председателем Парламента республики Мухарбеком Дикажевым.

- Мухарбек Магомедгиреевич, основной внешнеполитической повесткой последнего времени является операция Вооруженных Сил России, санкционированная Советом Федерации против террористов ИГИЛ в Сирии. Ингушетия не понаслышке знает, что такое терроризм во всех своих проявлениях. В обращении, распространённом накануне, депутаты парламента Ингушетии поддержали решение Президента России Владимира Путина о начале военной операции в Сирии. Чем депутаты руководствовались, поддерживая решение главы государства?

- Поддержка Главы государства была единодушной и, думаю, особые разъяснения в нашей позиции едва ли нужны. Раны, нанесенные нашему народу террористами, еще живы. Мы прошли через неимоверные трудности и страдания, прежде чем вырвать корни этого зла, еще свежи в памяти следы их ужасных преступлений, совершенных на нашей земле. Поэтому, мы поддержали решение Президента России и коллег из Совета Федерации: бандитов, не имеющих ничего святого, нужно уничтожать в их же логове, а не ждать пока они переберутся к нам. Мы не должны быть сторонними наблюдателями этих событий, не должна вызывать никаких сомнений правота и справедливость наших действий. Вспомните, что еще недавно у нас творилось. Только благодаря мужеству и безграничной доблести наших силовиков, лично Главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, ситуация в республике стабилизировалась, и мы обязаны дорожить тем, что убийства и подрывы людей в нашей республике прекратились.

- В середине сентября Владимир Путин провел в Магасе совещание, посвященное социально-экономическому развитию республики, итогом которого стал перечень поручений, подписанный главой государства 2 октября. Все обозначенные в нем объекты имеют важное социальное значение для региона, но, пожалуй, выделить можно поручение разработать и принять подпрограмму «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2017–2025 годы» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года». Что в республике ждут от реализации этой программы?

- Подписание этого поручения - очень значимое событие для нашей республики, потому что реализация федеральной целевой программы плавно перейдет в осуществление упомянутой подпрограммы. Конечно же, ФЦП имело для развития экономики республики огромное значение, все, что в ней запланировано построить - будет реализовано.

Касательно новой программы в республике проведены совещания в т.ч. и с участием представителей округа и основные направления в ней связаны с созданием предприятий промышленного и сельскохозяйственного назначений.

С учетом того, что у нас хорошо развивается садоводство, мы начали развивать рыболовство, другие аграрные направления – реализация новой программы лишь вдохнет новые силы в производственную сферу. Естественно, не забудем мы и о строительстве объектов промышленного назначения. Все эти меры позволят создать в республике дополнительные рабочие места, а это, в свою очередь, соответствующие налоги в бюджеты разных уровней, это снизит дотации. А это – наша главная задача, заключающаяся в том, чтобы мы стали самодостаточным субъектом, чтобы мы могли за счет своих денег проводить и дальше мероприятия, связанные с развитием нашей республики.

Конечно же, в стабильной жизнедеятельности «социалки» нам очень помогает федеральный центр, скажем, в том же строительстве объектов социально – культурного назначения, снижении напряжения в общеобразовательной сфере, где до сих пор дети учатся по пресловутой трехсменке, увеличении койкомест в медучреждениях, повышении нормативов медпомощи. Однако главная задача новой программы - увеличение налоговых поступлений в бюджет республики.

- До завершения законотворческой деятельности депутатского корпуса Народного Собрания пятого созыва остался еще год, у вас началась осенняя сессия. Принятие каких законов, с учетом региональной специфики, Вам бы хотелось осуществить? Как в дальнейшем будет строиться работа законодательного органа республики?

- В целом, работа законодательного собрания строится на плановой основе, мы включаем в свои сессии вопросы и законопроекты, которые уже запланированы непосредственно к рассмотрению. В качестве примера, приведу закон об «Индустриальном парке Республики Ингушетия». Мы тщательно «привязали» закон к месту, рассматриваем его сегодня и скоро примем применительно к нашей республике.

Что еще? Как вы знаете, были приняты поправки в закон об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. Соответственно, в субъектах федерации - в т.ч. и в нашей республике, готовятся законы о внесении изменений с учетом местной специфики. К слову, мы считаем, что принятие этого закона нельзя откладывать.

Далее. У нас действует закон о туристической деятельности и есть ряд предложений от Комитета по туризму по внесению изменений в этот закон с учетом нашей бурно развивающейся туриндустрии, постоянно увеличивающегося извне потока туристов. Дополнительные изменения должны учитывать реальную обстановку. Конечно же, памятуя, что в сентябре следующего года пройдут выборы в Народное Собрание Ингушетии, мы будем вносить изменения и в закон о выборах в наш парламент. В первую очередь, они коснутся переноса сроков на единый день голосования - с декабря на сентябрь. Возможно, мы рассмотрим и вариант смешанной формы выборов депутатов, и пока что идут консультации с представителями политических партий. В общем - посмотрим.

Безусловно, важным для нас является закон о бюджете республики на 2016 год. Как мы знаем, согласно федеральному закону бюджет страны будет приниматься только на год с прогнозом на три года. Это тоже является новшеством, и думаю, нам тоже надо внести изменения в закон о бюджете, который должен приниматься на один год. Стоит отметить, что это очень серьезный закон, где имеется много вопросов и наш соответствующий профильный комитет в этом направлении усиленно работает.

- Взаимодействие всех органов и ветвей власти - залог стабильного развития республики. Какая роль, помимо законотворчества, отводится при этом Народному Собранию?

- Конечно же, основная составляющая нашей работы – это осуществление представительских функций, где у нас все идет по плану. Безусловно, без тесного сотрудничества с исполнительной властью, взаимодействия с правительством республики о возможности достичь каких-то результатов, говорить наивно. Скажу, что у нас сегодня нет никаких противоречий с правительством.

Да, мы прекрасно понимаем, отдаем себе отчет в том, что существует много проблем, мы их обозначаем, говорим о них открыто. Но в тоже время, нужно осознавать, что мы в силах сделать, каковы наши возможности и, строя перспективы и планы, исходить из этого.

Тем не менее, отмечу, что наши комитеты работают и обозначают перед правительством проблемы, волнующие избирателей, депутаты высказывают их на сходах, встречах с простыми гражданами. Повторюсь – не все нам подвластно: нужно исходить из возможностей.

- Недавно Вы провели встречу с членами молодежного парламента. Кто конкретно курирует молодых парламентариев, что на этой встрече обсуждалось, какие задачи поставлены, и как в целом Вы оцениваете работу молодых коллег?

- Я удовлетворен деятельностью молодежного парламента, численный состав которого такой же, как и у нас. Возглавляет молодежный парламент Дзейтов Магомед – хороший, умный парень. В парламенте есть представители от различных учебных заведений, общественных организаций. За время его работы были и ротации, здесь большую помощь им оказывает депутат Народного Собрания Буружев Абдул-Хамид, курирующий работу молодежного парламента. Он непосредственно помогает проведению их мероприятий, у них есть соответствующий план работы с Комитетом по делам молодежи, они взаимодействуют с другими молодежными организациями. В общем, учим и помогаем молодым коллегам выстраивать работу, чтобы в последующем кто-нибудь из них мог нас заменить. Словом – это наш резерв.

Отмечу, что мы помогали ребятам в ходе прошедших выборов в представительные органы власти: двое из них стали депутатами сельских поселений, а один - депутатом районного совета.

Мы живем в правовом, демократическом государстве, где закон должен быть главным регулятором отношений, возникающих во всех сферах жизнедеятельности человека и общества. В связи с этим, довольны ли Вы тем, как исполняются принятые законы?

- В целом – да, доволен. Мы, ведь не просто принимаем законы, но и контролируем их исполнение. Есть законы, исполнение которых в обязательном порядке надо отслеживать. Например, в прошлом году мы приняли резонансный закон о льготах для сельских специалистов, изменили порядок предоставления льгот, провели монетизацию льгот. Конечно, прежде чем его принять, мы провели консультации со всеми заинтересованными сторонами, в т.ч. профсоюзами, общественными организациями и т. д. и правительство в апреле приняло соответствующее постановление.

Мы провели ряд встреч, в т.ч. с преподавателями, общались с Минфином, чтобы узнать, как эта работа организована. Многие вопросы сами собой снялись бы, если льготники своевременно оформляли соответствующие документы и сдавали их в отделы субсидий. Полноценно эта работа не двигается потому, что люди не оформляют документы. Тем не менее, мы будем продолжать разъяснительную работу среди граждан.

Кроме того, есть часть законов, которые у нас не исполняются или исполняются частично. Например - по парковкам для оштрафованного транспорта. И мы ставим вопрос перед правительством, чтобы реализация этого закона сдвинулась с мертвой точки.

Не заработал в полной мере и закон о бесплатном обеспечении учебниками всех школьников. Пока что в республике бесплатными учебниками обеспечиваются только дети до 5 класса включительно. В правительстве нас заверили, что идет большая работа по изысканию средств для обеспечения книгами всех школьников, и мы держим этот вопрос на контроле.

В общем, каждый профильный комитет смотрит, изучает, проводит мониторинг исполнения законов и выносит эти вопросы на соответствующий уровень.

- В сентябре в республике прошли выборы органов местного самоуправления. Известно, что депутаты Народного Собрания весомую роль сыграли в процессе подготовки к муниципальным выборам. Расскажите немного об этом.

- В первую очередь, мы вовремя привели наше законодательство о выборах в органы местного самоуправления в соответствие с федеральным. Выбрали одну из тех моделей, которые нам предлагались, закрепили ее в нашем законе, дали соответствующие разъяснения участникам избирательного процесса.

Мы активно участвовали в избирательном процессе, поддерживали кандидатов, оказывали и оказываем органам местного самоуправления практическую помощь в их формировании.

В новых поправках мы несколько изменили систему формирования райсоветов, где в этот раз не проводились прямые выборы: райсоветы сформированы из числа глав сельских поселений и депутатов, которые делегированы в районы. Изменения коснулись и названий должностей: отныне Глава города или района будет и главой администрации. Таким образом, исчезнет путаница.

По сельскому уровню ничего не меняется: глава села будет и главой администрации и председателем депутатского корпуса. Тем не менее, все эти вопросы и в дальнейшем будут совершенствоваться. Мы готовим совещание с представителями выбранных органов местного самоуправления в сельских поселениях, изучим их уставы, окажем методическую помощь. В общем, не оставим вновь избранных депутатов один на один с их проблемами. Ведь у наших муниципалитетов небольшой опыт работы и им необходима помощь, чтобы стать на ноги.

- Как Вы оцениваете работу муниципальных депутатов прошлого созыва, и что ожидаете от нового?

- Если говорить в целом о работе органов местного самоуправления прошлого созыва, конечно, нужно сказать, что те задачи, которые перед ними стояли, они выполнили. Главное, они обеспечили функционирование самой системы органов местного самоуправления. Другой вопрос – качество работы. И здесь, конечно, можно говорить, что не все то, что планировалось, удалось осуществить.

Не все депутаты районных и сельских муниципалитетов принимали участие во встречах с избирателями, не всех знают в лицо, они удалены от проблем избирателей. И в этом плане мы намерены помогать в совершенствовании их работы.

Ждем мы, чтобы они, скажем, более активно участвовали в правильном применении того же земельного законодательства, где много нарушений, слабое взаимодействие с различными органами, в т.ч. – надзорными. Не совсем так, как нам хотелось бы обстоят дела с экологией. И здесь мы ожидаем от народных избранников более активного участия в решении этой проблемы, потому что одного участия в субботниках недостаточно.

Кстати, в этом вопросе в качестве примера можно привести сельское поселение Гази-Юрт, где вопросам экологии уделяется большое значение. Необходима постоянная и неустанная разъяснительная работа непосредственно среди людей.

Руководством Назрани ведется большая работа по благоустройству города и новый депутатский состав должен поддержать мэра и вместе с администрацией города продолжить эту работу. Администрацией Магаса тоже делается многое в плане благоустройства. Но депутатский корпус здесь должен быть более открытым для избирателей, горожан. Надеюсь на усиление активности депутатов и в отдаленных селах. Главное, чтобы народные избранники осознали свое предназначение, понимали, что они в ответе за создание нормальных условий жизни простых граждан.

- Расскажите, как осуществляется межпарламентское взаимодействие депутатского корпуса Народного Собрания с коллегами СКФО, в частности, в рамках Северо-Кавказской парламентской ассоциации - СКПА. Насколько эта площадка эффективна?

- СКПА была сформирована после формирования СКФО. Ежегодно поочередно каждый из семи субъектов СКПА председательствует в этой организации.

В прошлом году, например, мы председательствовали в организации, у нас прошло два заседания. Скажу, что это очень полезная площадка. Мы встречаемся с коллегами, обмениваемся опытом, направляем материалы и предложения, которые, на наш взгляд, должны получить поддержку из федерального центра. Не важно что, будь это законодательная инициатива, обращение в адрес правительства, федеральных министров: если мы видим общие интересы, даже интересы отдельного субъекта - они поддерживаются на этой площадке. Федеральный округ выступает с предложением в адрес федерального центра. На этой площадке мы заимствуем интересный опыт. Так, например, будучи председателем СКПА, мы подписали с ассоциацией ЮФО соглашение по взаимодействию. Планируем и дальше развивать эту форму работы, понимая, что нас слышат, что нашей работой интересуются коллеги из других субъектов. Все это способствует главному – совершенствованию законодательства всех уровней.

 Gazeta1

 

Символика

Gerb Ingushetii