Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Статья 1. Цели предоставления социальной помощи
Государственная социальная помощь оказывается в целях:
1) поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Ингушетия;
2) адресного использования бюджетных средств;
3) усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
4) создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
5) снижения уровня социального неравенства;
6) повышения доходов населения.
Статья 2. Принципы оказания государственной социальной помощи
Оказание государственной социальной помощи основывается на следующих принципах:
1) адресности;
2) доступности;
3) дифференцированного подхода к определению форм и видов государственной социальной помощи в зависимости от материального положения, состояния трудоспособности и других конкретных обстоятельств.
Статья 3. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
1) государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в законодательстве, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;
2) малоимущая семья (одиноко проживающий гражданин) – семья (одиноко проживающий гражданин) среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Ингушетия, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки;
3) набор социальных услуг – перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом;
4) потребительская корзина – необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания;
5) прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы;
6) программа социальной адаптации – разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий;
7) среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) – совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи;
8) субсидия – имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;
9) социальный контракт – соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин — реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации;
10) трудная жизненная ситуация – обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.
Статья 4. Полномочия Народного Собрания Республики Ингушетия в области оказания государственной социальной помощи
К полномочиям Народного Собрания Республики Ингушетия в области оказания государственной социальной помощи относятся:
1) принятие законов и иных нормативных правовых актов, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи;
2) утверждение бюджета Республики Ингушетия в части расходов на предоставление социальной помощи;
3) осуществление контроля за исполнением законодательства в области предоставления государственной социальной помощи;
4) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия.
Статья 5. Полномочия Правительства Республики Ингушетия в области оказания государственной социальной помощи
К полномочиям Правительства Республики Ингушетия в области оказания государственной социальной помощи относятся:
1) определение исполнительного органа (органов) государственной власти Республики Ингушетия, государственного учреждения (учреждений) Республики Ингушетия, уполномоченного (уполномоченных) на предоставление социальной помощи (далее — уполномоченный орган);
2) разработка и реализация государственных программ оказания гражданам Республики Ингушетия государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий;
3) установление размера государственной социальной помощи;
4) утверждение Порядка определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина;
5) установление величины прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения в Республике Ингушетия;
6) утверждение Порядка назначения государственной социальной помощи и формы социального контракта;
7) утверждение Порядка мониторинга оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;
8) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Ингушетия.
Статья 6. Получатели государственной социальной помощи
Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Ингушетия.
Статья 7. Информационное обеспечение предоставления социальной поддержки малоимущим слоям населения
Информация о мерах социальной поддержки, предоставляемых в соответствии с настоящим Законом, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение (получение) указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи
Статья 8. Порядок назначения государственной социальной помощи
1. Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
2. Сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи предоставляются органом социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченного на предоставление государственной или муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
3. Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.
Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.
4. Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
Статья 9. Государственная социальная помощь на основании социального контракта
1. Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Ингушетия, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
2. В социальном контракте должны быть установлены:
1) предмет социального контракта;
2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи;
3) виды и размер государственной социальной помощи;
4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;
5) срок действия социального контракта;
6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
3. Социальный контракт заключается по форме, устанавливаемой Правительством Республики Ингушетия.
4. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся:
1) поиск работы;
2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельност;
4) ведение личного подсобного хозяйства;
5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
5. Орган социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта взаимодействует с органами службы занятости населения, государственными органами исполнительной власти Республики Ингушетия, органами местного самоуправления Республики Ингушетия в целях содействия в реализации получателями государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
6. Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.
7. Социальный контракт с прилагаемой к нему программой социальной адаптации подписывается заявителем и руководителем органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина.
8. Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, установленным Правительством Республики Ингушетия.
9. Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта не влечет за собой прекращение предоставления мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом без социального контракта или отказ в назначении государственной социальной помощи.
10. Мониторинг оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта проводится органами социальной защиты населения в порядке, установленном Правительством Республики Ингушетия.
11. Методика оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Отказ в назначении государственной социальной помощи
В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.
Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.
Статья 11. Основания для прекращения оказания государственной социальной помощи
1. Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
2. В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения Республики Ингушетия, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.
Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами Республики Ингушетия.
3. Прекращение оказания государственной социальной помощи может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.
Статья 12. Виды оказания государственной социальной помощи
Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:
1) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);
2) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Статья 13. Источники финансирования социальной поддержки
Финансирование социальной поддержки малоимущих слоев населения осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
Ежегодно в республиканском бюджете предусматриваются средства на оказание мер по социальной поддержке малоимущим слоям населения в размере, не превышающем трех процентов от собственных доходов бюджета на очередной финансовый год.
Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Закон Республики Ингушетия от 31 декабря 2004 года №40-РЗ «О мерах социальной поддержки малоимущих слоев населения».
Глава
Республики Ингушетия
г. Магас
«___»__________2018 года
№______
Ю.Б.Евкуров