Депутаты обсудили применение закона о платежной дисциплине

О платежной дисциплине в ТЭК и практике применения Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» говорилось сегодня на заседании круглого стола Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике.

В работе совещания принимали участие члены Комитета Государственной Думы по энергетике Сергей Есяков, Николай Петрунин, Юшаа Газгиреев, представители Министерства энергетики и Министерства экономического развития РФ, Федеральной антимонопольной службы, Ростехнадзора, НП «Совет рынка», ПАО «Россети», ООО «Газпром межрегионгаз», отраслевых общественных организаций. Также в ходе круглого стола состоялся телемост с Нижегородской и Тульской областями, Ставропольским краем, Республикой Ингушетия.

Участниками видеоконференции стали заместитель Председателя НС РИ, председатель комитета по экономической политике Якуб Картоев, заместитель председателя комитета по экономической политике Ислам Гадиев, и.о. заместителя Председателя Правительства РИ Исропил Лотыров, помощник-советник Главы РИ Шарпудин Мамилов, генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз Назрань» Александр Троянов и и.о. директора ОАО «Ингушэнерго» Адам Цечоев.

Главная цель заседания — отследить действие и результат исполнения Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов». Профильный комитет Госдумы осуществляет парламентский контроль по существу данного вопроса, поскольку платежная дисциплина является одной из актуальных и злободневных проблем сегодняшнего дня.

Напомним, принятый осенью 2015 года Федеральный закон направлен на усиление платежной дисциплины за все виды потребляемых ресурсов: электрическую и тепловую энергию, газ, воду и водоотведение. Им установлены финансовые санкции за нарушение дисциплины платежей и механизмы, направленные на предотвращение возникновения задолженности. Закон предусматривает пени и штрафы за просрочку оплаты коммунальных услуг и энергоресурсов для всех категорий плательщиков, включая население. Во всех отраслях ресурсоснабжения законом вводится механизм предоставления обеспечения отлаты энергоресурсов, в качестве которого предусматриваются банковские гарантии и другие виды обеспечения, согласованные сторонами.

При этом по информации федеральных органов исполнительной власти, озвученной в ходе круглого стола, уровень задолженности на оптовом и розничных рынках электрической энергии, а также при поставках природного газа на внутреннем рынке продолжает оставаться достаточно значительным.

Так, рост задолженности за газ за 10 месяцев 2018 года составил от 18 млрд руб. до 129 млрд руб. Основными неплательщиками остаются население, теплоснабжающие организации, организации электроэнергетики и бюджетные потребители. В региональном разрезе наибольшие проблемы традиционно наблюдаются в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.

При этом следует отметить, что закон сыграл свою позитивную роль и темпы прироста задолженности в общем снизились, а возможности влияния на неплательщиков увеличились.

Юшаа Газгиреев, оценивая эффективность работы норм вышеназванного закона, затронул вопросы, связанные с проблемой изношенных (ветхих) и бесхозных сетей в Северо-Кавказском федеральном округе. По мнению депутата, для республик СКФО жизненно необходимы обновление и модернизация электросетевого оборудования и газораспределительных сетей.

В связи с этим Ю.Газгиреев отметил, что принятие сопутствующих закону нормативных актов принесет положительный экономический эффект в части энергосбережения, а также будет способствовать повышению надежности и безопасности эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Также он предложил рекомендовать Правительству Российской Федерации ускорить согласование и утверждение проекта федерального закона о совершенствовании механизма вовлечения в хозяйственный оборот бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства.

«На настоящий момент программа модернизации электрических сетей еще не принята, хотя на практике уже предпринимаются меры. Уверен, что сегодняшнее обсуждение выявит самые актуальные проблемы и определит самые эффективные пути их решения», — подчеркнул парламентарий в завершение своего доклада.

Участники круглого стола пришли к мнению, что нужны более точная настройка нормативных механизмов и работа с конкретными категориями должников. В частности, требуется ужесточение контроля за тем, как организации-бюджетополучатели расходуют средства, получаемые из бюджета, чтобы не допускать траты денег, заложенных на оплату энергоресурсов, на другие цели.

Также необходимы дальнейшее упрощение порядка ограничения и прекращения подачи энергетических и коммунальных ресурсов неплательщикам, ужесточение лицензионных требований к управляющим организациям, усиление ответственности за самовольное подключение к энергетической инфраструктуре.

Позитивную роль в повышении дисциплины платежей за энергоресурсы должно сыграть скорейшее введение интеллектуальной системы платежей за энергоресурсы, и речь здесь должна идти о распространении этой системы не только на электроэнергию, но и на газ и другие виды ресурсов.

Эти и другие предложения войдут в перечень рекомендаций, которые будут приняты Комитетом Государственной Думы по энергетике по итогам «круглого стола». Комитет продолжит мониторинг ситуации с дисциплиной платежей за энергоресурсы в рамках парламентского контроля.

860A4329

 

77777777

888888888