Нормативные акты по рассмотрению обращений граждан в НС РИ

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 21 апреля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 26 апреля 2006 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 г. N 19-П взаимосвязанные положения части 1 статьи 1 и статьи 3 настоящего Федерального закона:

— признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку — по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования — сами по себе они не препятствуют введению законами субъекта РФ в целях защиты конституционного права граждан на обращение положений, которые дополняют федеральные гарантии данного права и не предполагают возложение новых обязанностей (ограничений прав) на физических и юридических лиц;

— признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 1), 30, 33, 45, 55 (часть 3) и 76, в той мере, в какой они — в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное их истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, — препятствуют распространению положений настоящего Федерального закона на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и органами местного самоуправления обращений объединений граждан, включая юридические лица, а также рассмотрению обращений осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, в том числе введению законом субъекта РФ положений о возможности рассмотрения обращений такими учреждениями и организациями.

Впредь до введения в действие нового правового регулирования положения части 1 статьи 1 и статьи 3 настоящего Федерального закона должны применяться — исходя из требований статей 19 (часть 1), 33, 45, 72 (пункт «б» части 1) и 76 Конституции РФ и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных в вышеназванном Постановлении

1. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также — гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

3. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 80-ФЗ статья 1 настоящего Федерального закона дополнена частью 4

4. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Статья 2. Право граждан на обращение

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 80-ФЗ часть 1 статьи 2 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

См. текст части в предыдущей редакции

1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 г. N 19-П взаимосвязанные положения части 1 статьи 1 и статьи 3 настоящего Федерального закона:

— признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку — по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования — сами по себе они не препятствуют введению законами субъекта РФ в целях защиты конституционного права граждан на обращение положений, которые дополняют федеральные гарантии данного права и не предполагают возложение новых обязанностей (ограничений прав) на физических и юридических лиц;

— признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 1), 30, 33, 45, 55 (часть 3) и 76, в той мере, в какой они — в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное их истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, — препятствуют распространению положений настоящего Федерального закона на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и органами местного самоуправления обращений объединений граждан, включая юридические лица, а также рассмотрению обращений осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, в том числе введению законом субъекта РФ положений о возможности рассмотрения обращений такими учреждениями и организациями.

Впредь до введения в действие нового правового регулирования положения части 1 статьи 1 и статьи 3 настоящего Федерального закона должны применяться — исходя из требований статей 19 (часть 1), 33, 45, 72 (пункт «б» части 1) и 76 Конституции РФ и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных в вышеназванном Постановлении

Статья 3. Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан

1. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ в пункт 1 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

1) обращение гражданина (далее — обращение) — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

2) предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ в пункт 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Статья 6. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением

1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Статья 7. Требования к письменному обращению

1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ часть 3 статьи 7 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

См. текст части в предыдущей редакции

3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

5. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

Статья 9. Обязательность принятия обращения к рассмотрению

1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

2. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона

Статья 10. Рассмотрение обращения

ГАРАНТ:

См. справку о порядке рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти

1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ часть 4 статьи 10 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

Статья 11. Порядок рассмотрения отдельных обращений

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 182-ФЗ в часть первую статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2010 г. N 126-ФЗ в часть вторую статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

3. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2010 г. N 126-ФЗ в часть четвертую статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

4. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 182-ФЗ в часть пятую статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

6. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

7. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Статья 13. Личный прием граждан

1. Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

2. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

3. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

4. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

6. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

Статья 14. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

Статья 16. Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений

1. Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

2. В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона

Статья 17. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов Союза ССР

Признать не действующими на территории Российской Федерации:

1) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года N 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 17, ст. 144);

2) Закон СССР от 26 июня 1968 года N 2830-VII «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 27, ст. 237);

3) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 года N 1662-Х «О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 11, ст. 192);

4) Закон СССР от 25 июня 1980 года N 2365-Х «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 27, ст. 540) в части, касающейся утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР «О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»;

5) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 года N 8422-XI «О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 6, ст. 94);

6) Закон СССР от 26 мая 1988 года N 9004-XI «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в законодательные акты СССР» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 22, ст. 361) в части, касающейся утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР «О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 17 настоящего Федерального закона

Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 18 настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

В. Путин

Москва, Кремль

2 мая 2006 г.

 

 

                                                        Распоряжение

                                   О порядке рассмотрения обращений граждан в

                                    Народном Собрании Республики Ингушетия 

«31» декабря 2014 года

№80-о/д

В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»), Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами в целях совершенствования организации работы по рассмотрению обращений граждан и обеспечения доступа граждан и организаций к информации о деятельности Народного Собрания Республики Ингушетия:

1. Утвердить положение о порядке рассмотрения обращений граждан в Народном Собрании Республики Ингушетия (прилагается).

2. Возложить на информационно-аналитический отдел Аппарата Народного Собрания Республики Ингушетия обязанность по размещению информации согласно  пункту 9 части 1 статьи 13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»  на официальном сайте Народного Собрания Республики Ингушетия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть Интернет).

3. Разместить настоящее распоряжение на официальном сайте Народного Собрания Республики Ингушетия в сети Интернет.

4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Народного Собрания Республики Ингушетия .

Председатель

Народного Собрания

Республики Ингушетия                                                                                                            Дикажев М.М.

                                                                                                                                                      Приложение

                                                                                                                                               к распоряжению

                                                                                                                    от «31» декабря 2014 г. №80-о/д

Положение

о порядке рассмотрения обращений граждан в

Народном Собрании Республики Ингушетия

I. Общие положения

1.1. Положение о порядке рассмотрения обращений граждан в Народном Собрании Республики Ингушетия (далее — Положение) разработано в целях повышения результативности и качества рассмотрения обращений граждан в Народном Собрании Республики Ингушетия (далее – Народное Собрание) и определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) при рассмотрении обращений граждан, правила ведения делопроизводства по обращениям граждан в Народном Собрании.

1.2. Рассмотрение обращений граждан в Народном Собрании осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), Конституцией Республики Ингушетия, Законом Республики Ингушетия от 8 июля 2004 года №18-РЗ «О статусе депутата Народного Собрания Республики Ингушетия», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Ингушетия, а также настоящим Положением.

1.3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется Председателем Народного Собрания, заместителем Председателя Народного Собрания, председателем (заместителем председателя) комитета Народного Собрания, депутатом Народного Собрания (далее – руководители Народного Собрания), а также Руководителем Аппарата Народного Собрания в соответствии с его компетенцией.

1.4. Рассмотрение обращений граждан включает рассмотрение поступивших в письменной форме или в форме электронного документа обращений граждан (далее — письменные обращения) и устных обращений граждан, поступивших в ходе личного приема.

1.5. Централизованный учет и классификацию письменных обращений граждан осуществляет отдел делопроизводства Аппарата Народного Собрания, а устных обращений — организационный отдел Аппарата Народного Собрания.

1.6. Действие настоящего Положения распространяется на депутатов Народного Собрания, Руководителя Аппарата Народного Собрания, руководителей и сотрудников структурных подразделений Аппарата Народного Собрания.

1.7. Сотрудники Аппарата Народного Собрания, работающие с обращениями, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за сохранность находящихся у них на рассмотрении обращений и документов, связанных с их рассмотрением, своевременность рассмотрения обращений и подготовки по ним проектов ответов.

1.8. При утрате исполнителем письменного обращения, находящегося у него на рассмотрении, а также документов, связанных с его рассмотрением, Руководителем Аппарата Народного Собрания назначается служебное расследование, о результатах которого информируется Председатель Народного Собрания.

1.9. При уходе в отпуск исполнитель по поручению руководителя структурного подразделения Аппарата Народного Собрания обязан передать все имеющиеся у него на исполнении письменные обращения другому работнику. При переводе на другую работу или освобождении от занимаемой должности в Аппарате Народного Собрания исполнитель обязан сдать все числящиеся за ним обращения руководителю структурного подразделения Аппарата Народного Собрания.

II. Административные процедуры, проводимые с письменными

обращениями граждан

2.1. Основанием для начала рассмотрения письменных обращений граждан является обращение гражданина в Народное Собрание или поступление письменного обращения с сопроводительным документом из других государственных органов.

2.2. Рассмотрение письменных обращений включает в себя следующие административные процедуры:

прием письменных обращений;

первичная обработка и регистрация письменных обращений;

рассмотрение письменных обращений Председателем Народного Собрания либо иным должностным лицом, в адрес которого поступило обращение;

 рассмотрение письменных обращений специалистами Аппарата Народного Собрания в установленные сроки;

 продление срока рассмотрения письменных обращений;

 подготовка ответов на письменные обращения;

 контроль за рассмотрением письменных обращений;

 архивное хранение письменных обращений и документов, связанных с их рассмотрением, с копиями направленных по ним ответов.

2.3. Прием письменных обращений осуществляется информационно-аналитическим отделом, отделом делопроизводства,  организационным отделом Аппарата Народного Собрания (далее соответственно – информационно-аналитический отдел, отдел делопроизводства, организационный отдел), а также помощником (референтом) Председателя Народного Собрания.

2.3.1. Прием письменных обращений, поступивших по почте, фельдъегерской связью, а также непосредственно от граждан (за исключением личного приема) осуществляется отделом делопроизводства.

На копиях или вторых экземплярах принятых обращений проставляются отметки о принятии с указанием входящего номера и даты приема обращения. По просьбе обратившегося гражданина ему выдается расписка установленной формы с указанием даты приема обращения, количества принятых листов и номера телефона для справок по обращениям граждан.

2.3.2. Прием письменных обращений, поступивших по факсу, осуществляется референтом (помощником) Председателя Народного Собрания и организационным отделом. После отметки в Журнале регистрации входящих факсограмм в течение одного часа рабочего времени с момента поступления обращения передаются в отдел делопроизводства для регистрации.

2.3.3. Прием письменных обращений, поступивших в форме электронного документа на официальный сайт Народного Собрания по сети Интернет, осуществляется информационно-аналитическим отделом. В течение одного часа рабочего времени с момента поступления обращения распечатываются и передаются в отдел делопроизводства для регистрации.

2.3.4. Прием письменных обращений, поступивших в ходе личного приема, осуществляется референтом (помощником) Председателя Народного Собрания или специалистом организационного отдела. После отметки в Карточке учета приема граждан обращения в течение одного часа рабочего времени после окончания личного приема передаются в отдел делопроизводства для регистрации.

2.4. При осуществлении первичной обработки письменных обращений отдел делопроизводства:

 проверяет правильность адресования конвертов с обращениями, целостность упаковки, возвращает на почту невскрытыми ошибочно поступившие (не по адресу) конверты с обращениями;

 проводит сверку реестров на корреспонденцию, поступившую фельдъегерской связью;

 вскрывает конверты, проверяет наличие в них документов, к тексту письма прилагает конверт;

 в случае отсутствия самого текста в письме составляет справку следующего содержания: «Письма в адрес Народного Собрания Республики Ингушетия нет» с датой и личной подписью, которую прилагает к поступившим документам.

2.4.1. Обращения с пометкой «лично», поступившие на имя руководителей Народного Собрания, Руководителя Аппарата Народного Собрания не регистрируются и передаются адресатам в запечатанном виде.

2.4.2. Письменные обращения, поступившие на имя руководителя структурного подразделения Аппарата Народного Собрания, вскрываются (за исключением обращений, имеющих пометку «лично»), не регистрируются и с отметкой в журнале передач передаются непосредственно адресату.

2.5. В течение трех часов рабочего времени с момента получения письменного обращения отдел делопроизводства осуществляет его регистрацию и передает обращение на рассмотрение Председателю Народного Собрания, иным руководителям Народного Собрания, Руководителю Аппарата Народного Собрания.

2.5.1. В случае, если вопросы, поставленные в письменном обращении, не относятся к компетенции Народного Собрания, то обращение в течение семи дней со дня регистрации в Народном Собрании пересылается по принадлежности в государственные органы, органы местного самоуправления и другие организации, к компетенции которых относится решение поставленных в обращении вопросов. При этом в случае, если:

 вопрос, поставленный заявителем, в соответствии с действующим законодательством относится к вопросам местного значения, обращение направляется на рассмотрение (в том числе с контролем) в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования Республики Ингушетия (далее — орган местного самоуправления);

 вопрос находится в ведении исполнительного органа государственной власти Республики Ингушетия — Правительства Республики Ингушетия, государственного органа или государственного учреждения Республики Ингушетия, осуществляющих отдельные функции государственного управления Республики Ингушетия (далее — государственные органы) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Ингушетия, регулирующими их деятельность, обращение направляется на рассмотрение (в том числе с контролем) в соответствующий государственный орган;

 решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копии обращений направляются в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам;

 в письменном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение направляется в правоохранительные органы.

2.5.2. Письменные обращения, присланные не по принадлежности из государственных органов и других организаций, возвращаются в организацию, направившую обращение.

2.5.3. Результатом выполнения действий по направлению на рассмотрение письменных обращений является передача зарегистрированных обращений с проектами поручений (резолюций) на подпись Председателю Народного Собрания, передача обращений для исполнения в структурные подразделения Аппарата Народного Собрания в соответствии с поручением (резолюцией) Председателя Народного Собрания, направление обращений для рассмотрения в государственные органы, органы местного самоуправления и другие организации.

2.6. Рассмотрение письменного обращения Председателем Народного Собрания, иным руководителем Народного Собрания или должностным лицом, в адрес которого направлено обращение, осуществляется, как правило, в течение одного рабочего дня.

2.6.1. При рассмотрении письменного обращения руководитель Народного Собрания:

 подписывает поручение (резолюцию);

 подписывает ответы на обращения либо сопроводительные письма, проекты которых подготовлены специалистами Аппарата Народного Собрания;

 осуществляет иные действия в пределах полномочий, предусмотренных федеральным и республиканским законодательством, настоящим Положением.

2.7. Отдел делопроизводства в течение трех часов рабочего времени после получения рассмотренных письменных обращений и подписанных по ним поручений (резолюций):

 проверяет наличие всех прилагаемых документов;

 осуществляет копирование обращения по числу указанных в поручении (резолюции) исполнителей;

 передает обращение на исполнение специалисту (специалистам) Аппарата Народного Собрания в соответствии с поручением (резолюцией).

2.8. Исполнитель:

 обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение письменного обращения, в случае необходимости вправе пригласить заявителя для личной беседы, запросить, в установленном законодательством порядке, дополнительные материалы;

 подготавливает проект письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов в сроки, установленные в подпунктах 4.1 — 4.2 настоящего Положения и представляет его на подпись Председателю Народного Собрания, иному руководителю или должностному лицу Народного Собрания, от которого поступило поручение о подготовке данного ответа.

2.9.  В случае если в поручении указано несколько исполнителей, централизованную подготовку ответа заявителю осуществляет исполнитель, указанный в поручении первым (ответственный исполнитель).

2.10. На письменные обращения, не являющиеся в соответствии с Федеральным законом заявлениями, жалобами, предложениями (в том числе стандартные поздравления, соболезнования, письма, присланные для сведения и т.д.), ответы по существу, как правило, не даются.

2.11. Передача письменных обращений на рассмотрение в структурные подразделения Аппарата Народного Собрания в соответствии с поручением (резолюцией) Председателя  Народного Собрания или иных руководителей Аппарата Народного Собрания осуществляется отделом делопроизводства в 10-00 и 15-00.

2.12. Передача в отдел делопроизводства письменных обращений, направляемых для рассмотрения в государственные органы и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, сопроводительных писем, уведомлений, подготовленных ответов на письменные обращения граждан, осуществляется в 10-00 и 14-00.

2.13. Результатом рассмотрения письменных обращений граждан в структурных подразделениях Аппарата Народного Собрания является разрешение поставленных в обращениях вопросов, подготовка ответов заявителям либо направление обращений на рассмотрение в другой государственный орган, органы местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

III. Сроки рассмотрения обращений граждан

3.1. Письменные обращения граждан рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации в Народном Собрании.

3.2. Письменные обращения граждан, не требующие дополнительного изучения и проверки, рассматриваются в течение 15 дней со дня их регистрации в Народном Собрании, а содержащие вопросы защиты прав ребенка, предложения по предотвращению возможных аварий и иных чрезвычайных ситуаций — безотлагательно, в срок, определенный Председателем Народного Собрания.

3.3. В случае если в поручении указано несколько исполнителей, то контроль за сроками исполнения, осуществляет исполнитель, указанный в поручении первым (ответственный исполнитель). Соисполнители за 7 дней до истечения установленного срока исполнения поручения обязаны представить ответственному исполнителю все необходимые материалы для обобщения и подготовки ответа.

3.4. В случае если для разрешения обращений необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки рассмотрения обращений могут быть продлены в соответствии с положениями части 2 статьи 12 Федерального закона.

3.5. Для решения вопроса о продлении срока рассмотрения письменных обращений, указанного в подпункте 4.1 настоящего раздела, исполнитель готовит служебную записку с обоснованием необходимости продления срока и представляет ее Председателю Народного Собрания не позднее чем за 5 дней до наступления контрольного срока рассмотрения обращения.

3.6. Председатель Народного Собрания на основании служебной записки ответственного исполнителя в течение 3 дней принимает решение о продлении срока рассмотрения письменного обращения, но не более чем на 30 дней.

IV. Административные процедуры, проводимые с обращениями

граждан, поступившими в ходе личного приема

4.1. Личный прием граждан проводится руководителями Народного Собрания в соответствии с графиком личного приема граждан.

4.2. Организацию личного приема граждан, в том числе предварительную запись граждан на личный прием, выполнение административных процедур, установленных пунктом 5.3. настоящего Раздела, осуществляют помощник (референт) Председателя Народного Собрания, специалист организационного отдела Аппарата  Народного Собрания (далее — организатор личного приема).

4.3. Работа с устными обращениями граждан (далее — устное обращение), поступившими в ходе личного приема, включает в себя следующие административные процедуры:

 проверка повторности поступления устного обращения;

 оформление Карточки учета приема гражданина;

 подготовка (при необходимости) дополнительных справочных и иных материалов;

 рассмотрение устного обращения руководителем Народного Собрания;

 письменное оформление поручений руководителя Народного Собрания;

 передача (направление) письменных поручений на исполнение в структурные подразделения Аппарата Народного Собрания в соответствии с поручением (резолюцией) и контроль за сроками исполнения поручений;

 передача письменного обращения, принятого в ходе личного приема, в отдел делопроизводства для регистрации и направления на рассмотрение в порядке, установленном настоящим Положением;

 подготовка проектов письменных рекомендаций, запросов и направление их в соответствии с поручением (резолюцией) руководителя Народного Собрания;

 передача в соответствии с поручением (резолюцией) устного обращения на рассмотрение специалисту Аппарата Народного Собрания;

 рассмотрение устного обращения специалистом Аппарата Народного Собрания и подготовка проекта ответа по результатам рассмотрения;

 направление ответа гражданину, обратившемуся к руководителю Народного Собрания, Руководителю Аппарата Народного Собрания  в ходе личного приема граждан;

 подготовка информационно-аналитических материалов, справок, отчетов по обращениям, поступившим в ходе личных приемов, и результатам их рассмотрения.

4.4. В срок не позднее чем за один день после дня проведения личного приема организатор личного приема:

 проверяет устное обращение на повторность, при необходимости сверяет с находящейся в архиве имеющейся письменной перепиской.

 оформляет Карточку учета приема граждан в соответствии с образцом, приведенном в приложении к настоящему Положению;

 подготавливает дополнительные справочные и иные материалы (телефонные справочники, необходимые правовые акты, касающиеся затрагиваемых в устных обращениях вопросов, наименования организаций, фамилии, имена и отчества должностных лиц, которые могли бы предоставить информацию, необходимую для оперативного решения вопросов и т.д.);

 письменно оформляет поручения руководителей Народного Собрания и передает их специалистам Аппарата Народного Собрания для предварительного решения заявленных в устных обращениях вопросов;

 подготавливает проекты письменных рекомендаций, запросов и направляет их в организации, иным должностным лицам в соответствии с поручением (резолюцией) руководителя Народного Собрания для предварительного решения заявленных в устных обращениях вопросов.

4.5. Рассмотрение устных обращений осуществляется в пределах сроков, установленных Федеральным законом.

4.5.1. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение (с согласия гражданина) может быть дан руководителем Народного Собрания устно, в ходе личного приема, о чем в Карточке учета приема граждан делается запись.

4.5.2. В случае если в устном обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию Народного Собрания или данного руководителя Народного Собрания, гражданину в ходе личного приема дается устное разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться, о чем в Карточке учета приема граждан делается запись.

4.5.3. В случае если гражданину ранее был дан ответ по существу поставленных в устном обращении вопросов, то в ходе личного приема руководителем Народного Собрания гражданин информируется о данных ранее ответах, о чем в Карточке учета приема граждан делается запись.

4.6. Рассмотрение устного обращения руководителем Народного Собрания осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня проведения личного приема за исключением случаев, установленных в подпунктах 5.6.1-5.6.3.

4.6.1. При рассмотрении устного обращения руководитель Народного Собрания:

 подписывает поручение (резолюцию) в пределах своей компетенции, подготовленное организатором личного приема, либо корректирует его;

 подписывает ответ, проект которого подготовлен организатором личного приема либо специалистом Аппарата Народного Собрания в соответствии с поручением (резолюцией) руководителя Народного Собрания;

 осуществляет иные действия в пределах полномочий, предусмотренных федеральным и республиканским законодательством, настоящим Положением.

4.6.2. Сопровождение находящегося у руководителя Народного Собрания на рассмотрении устного обращения осуществляется организатором личного приема.

4.7. Передача на рассмотрение специалисту Аппарата Народного Собрания (далее — исполнитель, соисполнитель) на исполнение подписанного руководителем Народного Собрания поручения (резолюции) и копии Карточки учета приема граждан с содержанием устного обращения осуществляется организатором личного приема в течение трех часов рабочего времени с момента завершения личного приема.

4.8. Исполнитель подготавливает проект ответа на устное обращение в срок не позднее 15 дней со дня получения поручения о подготовке ответа.

4.8.1. В случае если в поручении (резолюции) указано несколько исполнителей, то контроль за сроками исполнения, а также централизованную подготовку ответа на устное обращение осуществляет исполнитель, указанный в поручении первым. Соисполнители не позднее 7 дней до истечения контрольного срока обязаны представить ответственному исполнителю все необходимые материалы для обобщения и подготовки ответа.

4.8.2. Исполнитель:

 обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение устного обращения, для чего вправе пригласить гражданина, обратившегося на личном приеме, для беседы, подготовить, в случае необходимости, проекты запросов в государственные органы, органы местного самоуправления, другие организации;

 подготавливает проект письменного ответа по существу поставленных в устном обращении вопросов в срок, установленный в подпункте 5.9 настоящего Раздела и представляет его на подпись руководителю Народного Собрания через организатора личного приема.

4.9. В случае если в ходе личного приема от гражданина поступило письменное обращение, то рассмотрение данного письменного обращения осуществляется в соответствии с Разделом III настоящего Положения.

V. Оформление ответов на обращения граждан

5.1. Ответы на обращения граждан подписываются Председателем Народного Собрания, иным руководителем Народного Собрания либо в соответствии с поручением (резолюцией) Председателя Народного Собрания, Руководителем Аппарата Народного Собрания или должностным лицом Аппарата Народного Собрания.

5.2. Текст ответа должен излагаться четко, последовательно и кратко, с указанием конкретных мер, принятых по обращению гражданина.

5.3. В ответе, адресованном в федеральные органы, от которых в адрес Народного Собрания поступило письменное обращение, должно быть указано, что заявитель проинформирован о результатах рассмотрения его обращения.

5.4. При поступлении коллективного письменного обращения, ответ направляется гражданину, указанному в обращении как адресат получения ответа либо, в случае отсутствия в обращении конкретного адресата, первому в списке подписавшихся граждан, у которого указаны четко фамилия, инициалы и почтовый адрес.

5.5. К ответу прилагаются подлинники документов, приложенные заявителем к письму.

5.6. Ответы заявителям в федеральные государственные органы и другие учреждения печатаются на бланках установленной формы в соответствии с Инструкцией по делопроизводству.

5.7. Подлинники письменных обращений граждан в федеральные органы возвращаются только при наличии на них штампа «Подлежит возврату» или специальной отметки в сопроводительном письме.

5.8. Если на обращение гражданина дается промежуточный ответ, то в тексте указывается срок окончательного разрешения вопроса.

5.9. Ответ, направленный в адрес заявителя, считается исчерпывающим, если все вопросы, изложенные в обращении, рассмотрены в полном объеме и по ним приняты необходимые меры.

5.10. Ответ, подписанный Председателем Народного Собрания, иным руководителем Народного Собрания, а также обращение гражданина и все документы, связанные с его рассмотрением, исполнитель в течение одного часа рабочего времени после получения подписанного ответа передает в отдел делопроизводства.

VI. Осуществление контроля за рассмотрением обращений граждан

6.1. Общий контроль за сроками и качеством рассмотрения обращений граждан осуществляется Руководителем Аппарата Народного Собрания.

6.2. Контроль за сроками рассмотрения письменных обращений граждан осуществляется начальником отдела делопроизводства, а устных — начальником организационного отдела.

Приложение

к Положению о порядке

рассмотрения обращений граждан

в Народном Собрании

Республики Ингушетия

Карточка учета приема граждан

Дата регистрации   Регистрационный номер  
Ф.И.О. заявителя  
Место работы, должность  
Адрес  
Ф.И.О. ведущего прием   Резолюция
Ответственный
исполнитель
 
Срок исполнения  
Автор резолюции  
Тематика Содержание заявления