Сохранение родного языка – наша общая задача

В Малом зале Народного Собрания Республики Ингушетия под председательством Зялимхана Евлоева состоялось расширенное заседание комитета по образованию, культуре и связям с религиозными организациями на тему «Сохранение и развитие ингушского языка и литературы».

В заседании приняли участие видные ученые, писатели, общественные деятели, преподаватели ингушского языка, представители Министерства образования и науки РИ, Института повышения квалификации РИ, ГБОУ СПО «Северо-Кавказский топливно-энергетический колледж им.Т.Х.Цурова».

Открывая заседание, спикер Парламента Зялимхан Евлоев подчеркнул, что целью очередной встречи является обсуждение актуальных проблем и задач сохранения, развития и обучения родного языка в общеобразовательных учреждениях, а также глубокое изучение и широкая пропаганда творческого наследия национальных поэтов и писателей.

«Ингушский язык наравне с русским является государственным языком в нашей республике. Кроме того, в Конституции Республики Ингушетия оговорено, что сохранение, защита и развитие ингушского языка является обязанностью государства. Парламент Ингушетии в рамках своих полномочий готов приложить все возможные усилия для сохранения и развития языка. Только правильно спланированная и активно осуществляемая языковая политика позволит сегодня увеличить эффективность усилий, направленных на всемерное поддержание или возрождение родного языка», — отметил Зялимхан Евлоев.

Участники заседания отметили актуальность и своевременность обсуждаемой темы. Особо подчеркивалось, что на сегодняшний день остро стоят вопросы отсутствия читательской культуры, падения интереса к чтению национальной литературы, недостатка школьных учебников и методических пособий, необходимости переиздания орфографических и переводных словарей – все это отрицательно влияет на развитие языкового общения и образования.

Вопрос качества преподавания ингушского языка, по мнению некоторых участников расширенного заседания, упирается в необходимость повышения квалификации учителей родного языка и литературы. Уровень знаний выпускников высших учебных заведений критически недостаточен. «В школу должны приходить хорошие специалисты, беззаветно преданные своему делу, любящие язык и свою профессию», — заявил педагог с большим стажем Якуб Медов. Больше внимания, считают специалисты, требует родной язык в системе дошкольного образования. Обучая детей родному языку в детском саду, мы решаем важную задачу патриотического воспитания, бережного отношения к своей культуре и повышения интереса к истории родного края. По мнению писателя Иссы Кодзоева, нужно воспитывать детей в национальных традициях, учить их родному языку, чтобы собственная национальная культура не стала для них чуждой. «Сегодня у нас есть своя республика, свой герб, флаг. А какие у нас красивые города, особенно Магас и Назрань. Порой я любуюсь ими и не могу поверить, что это все наяву, потому что на моей памяти были и совсем другие времена. Наши предки могли об этом только мечтать. А мы сегодня, имея все это, по собственной воле отказываемся от своего языка. Не говорить на нем, не развивать его – это сродни уничтожению языка», — отметил Исса Кодзоев.

Усилий лишь государства для того, чтобы ситуация с родным языком улучшилась, как считают специалисты, недостаточно. В равной степени ответственность за результат обучения родному языку несут и школа, и родители.   Не следует забывать о том, что обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания подрастающего поколения, считает известный блогер, знаток родного языка Салман Бадиев. Его видеоролики об этимологии ингушских слов вызывают большой интерес пользователей социальных сетей, в том числе проживающих вдали от малой родины. Энтузиастом собрано более 5 тысяч слов, которые очень редко используются в повседневной речи.

Методист Министерства образования и науки Республики Ингушетия Люба Хаматханова отметила отсутствие должного внимания к родному языку в семье. Она считает, что родители совершают таким образом серьезную ошибку. «К сожалению, встречаются такие мамы, которые не хотят, чтобы их дети изучали родной язык, считая, что в жизни он им не пригодится», — посетовала она.

Практически все выступающие озвучивали конкретные проблемы, поэтому каждое выступление нашло отклик собравшихся. Как сообщила председатель профильного комитета Парламента Марьям Амриева по итогам работы будут подготовлены соответствующие рекомендации.

В мире много языков, у которых не осталось носителей. Участники парламентского заседания уверены, что государство и общество должны приложить всевозможные усилия, чтобы ингушский язык не уподобился таким языкам.

860A7573 Копировать

860A7574 Копировать

860A7597 Копировать

860A7609 Копировать

860A7592 Копировать

860A7621 Копировать